Меню

Предотвратить проблемы, а не разгребать последствия
Мудрый человек не попадает в такие ситуации,
из которых умный умело выкручивается.
В работе по улучшению бизнес-процессов есть важный принцип:
проще и дешевле предотвратить ту или иную проблему, чем разбираться с последствиями.
Используют 2 термина:
- Цена несоответствия (ЦНС) – то, сколько для вас стоят все последствия той или иной проблемы, вызванной кривизной процесса, сбоем в его выполнении. По деньгам, времени, усилиям, репутации и т.д.
- Цена соответствия (ЦС) – сколько стоят действия, которые позволяют предотвратить эту проблему.
В большинстве случае ЦНС гораздо больше, чем ЦС.
Например, рабочий забыл установить прокладку в нефтяной насос, работающий на глубине нескольких километров. Цена прокладки, работ по ее установке и проверке – сотни рублей. Если насос выходит из строя, сумма убытков и недополученной прибыли – миллионы рублей.
Как говорится – лучше перебдеть, чем недобдеть.
Учитывайте это при работе над процессами. При этом помните о золотой середине – чтобы не создать неповоротливого медлительного монстра.
Вообще, есть смысл оценивать каждый риск. И, в зависимости от его важности, выбирать подход к работе с ним. Мелкими рисками можно и пренебречь. (См. главу «Управление рисками в проекте» в книге «Как навести порядок в своем бизнесе»).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Вспомните ситуации, когда большие убытки и другие проблемы можно было предотвратить простыми мерами. Рассчитайте ЦС и ЦНС. Кстати, в ЦНС входит и недополученная вами прибыль. Например, от простоев, ухода клиентов, негативного «сарафанного радио» и пр. |
Чтобы проблема не повторилась
Проблемы есть и будут всегда. Мы живем и работаем в реальном мире, а не в сказке.
Как-то я ехал в такси. Выходя из машины, сочувственно кивнул на сильную царапину. Водитель, горько усмехнувшись, ответил: «Ну, мы же не по воздуху летаем…»
Так вот, проблемы неизбежны. Вопрос только в том, что мы с ними делаем. Есть как минимум несколько вариантов:
- Игнорировать – делать вид, что все хорошо.
- Понимать,
что дело плохо. Но смириться: «Что тут поделаешь…».
ОБРАЗ: человек, понурив голову, виновато разводит руками - Искать виноватого и наказывать его.
- Заниматься самоедством, посыпать голову пеплом.
- Раз за разом исправлять последствия.
К сожалению, ни один из этих способов проблему не решает.
Самое разумное – следовать принципу:
Сделай так, чтобы проблема больше не повторилась.
Это суть работы по улучшению бизнеса.
Например, в Японии работник конвейера обязан его остановить, если обнаружил дефект. Тут же собирается рабочая группа, которая быстро находит его причины и планирует, как сделать, чтобы этот дефект больше не повторился. Для компании это выгодно. Итак:
- Выявляем проблему, «вытаскиваем ее на свет Божий».
- Находим ее причины, желательно на несколько уровней вглубь: причины причин и так далее.
- Разрабатываем план действий по предотвращению подобной ситуации в будущем. То есть не просто убираем симптомы проблемы, а устраняем ее причины.
- Воплощаем план в жизнь.
У тех, кто так действует, компания работает все лучше и лучше.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Вспомните какую-нибудь серьезную проблему, произошедшую в вашем бизнесе. Вы анализировали ее причины? Что вы сделали, чтобы она больше никогда не повторилась? Если нет, сейчас – самое время. |
Вы можете сделать предварительный заказ на будущую книгу про бизнес-процессы и получить ее одним из первых – с моим автографом и благодарностью. Надеюсь, что книга выйдет в декабре-январе.
А пока можете улучшать свой бизнесом по моей первой
книге: "Как навести порядок в
своем бизнесе. Практикум". Тысячи
русскоязычных компаний уже отлаживают по ней свою работу. Доступны 2
версии: бумажная и электронная.
Новая книга – ее продолжение. Как раз есть время подготовиться.
***
Если Вы хотите описать, улучшить и внедрить бизнес-процессы в своей компании, пришлите заявку - кратко опишите свой бизнес и задачи. Обсудим Вашу ситуацию. Приедем, поможем. Вовлечем и обучим Вашу команду. Будем сопровождать до результатов.
Наше расписание на осень-зиму – плотное, но пока что в нем можно найти свободные даты.
Сейчас, в кризис – лучшее время для изменений.
Кстати, начать лучше с участия в бизнес-лагере "Как навести порядок в своем бизнесе". Там мы подробно работаем над бизнес-процессами и не только – на живых примерах из компаний участников. Ближайший лагерь – традиционно в феврале, у теплого моря.
Всего доброго!
Популярное