Меню

Один серый другой белый... или Немного об импорте
Выпуск N393, 29.11.2016. Регулярно выходит с января'2007Наталия Морозова – с 1994 работает финансовым директором и главным бухгалтером в крупной экспортно-импортной компании. С 1999 – действующий член Института профессиональных бухгалтеров РФ. Отстаивая интересы компании, выиграла (самостоятельно, без помощи юристов) более 90 дел в арбитражных судах г. Москвы. С 2007 года проводит бизнес–тренинги. С 2010 года проводит семинары, повышающие квалификацию главных бухгалтеров. С 2012 года проводит стратегические сессии для собственников бизнеса.
У меня есть ощущение, что людям, которые задумываются о выходе на международный рынок, очень нужны знания о том, как правильно составлять внешнеэкономические контракты, что такое Инкотермс и как им пользоваться, на какие штрафы можно попасть и что делать, чтобы этого не произошло.
Для импортеров важно понимать, как правильно считается полная стоимость покупного импортного товара, а экспортерам важно знать, как возместить НДС из бюджета и какие трудности подстерегают на этом пути.
Ну и тема хеджирования валютных рисков весьма важна. Ведь зная курс валюты на момент расчета с поставщиком, намного проще эффективно управлять финансами.
Я внешнеэкономической деятельностью занимаюсь с 1994 года, а потому есть и знания, и опыт, которыми могу поделиться.
Далее - фрагмент из моей книги "О финансах легко и непринужденно", посвященный импорту:
Глава XXIV
Один серый другой белый... или
Немного об импорте
Обратила внимание, что после бизнес-лагерей по эффективному управлению финансами участники мне говорят очень много хороших слов. А после лагеря «Проверки в компании» – гробовая тишина. Спрашиваю: «Что не так? Вам не понравилось?» Один из участников после паузы: «Нам понравилось, только стало очень страшно».
Поскольку я считаю, что «тот, кто предупрежден, тот вооружен», то я буду писать на темы, которые могут кому-то испортить настроение, но кому-то принести пользу...
Итак, в последнее время мне часто задают вопросы, связанные с минимизацией рисков при «сером» импорте. Я, конечно, на вопросы отвечаю, но на душе после этого становится как-то муторно. Задумалась: почему?
Наверное, прежде всего потому, что риски, связанные с «серым» импортом, можно уменьшить, а свести к нулю нельзя. Начиная с отчетности за 1-й квартал 2015 года книга покупок и книга продаж сдается в электронном виде вместе с декларацией по НДС. В книге покупок указываются все номера таможенных деклараций, по которым ввезли импортные товары (сырье). При нынешней компьютеризации каждый номер таможенной декларации находится практически мгновенно. И если по этой декларации ввозилось детское питание, а компания станками торгует, то это покажет проверяющим, где надо копать дальше.
Есть устойчивое мнение, что если везти «в белую», это очень дорого, компания разорится. Для каких-то организаций это действительно так, но для каких-то – не обязательно. Да, прибыль может уменьшиться, но не факт, что критично. А руководитель сможет спать спокойно...
На тему рисков, которые несет руководитель, я уже писала в главах XXII и XXIII.
Давайте рассмотрим четыре аспекта импорта.
1. Покупная стоимость товара
Формулы для расчета покупной стоимости импортного товара и НДС по нему – известны. Расчеты покажут, что при «белом» импорте увеличатся таможенные пошлины и платежи, а также НДС, уплаченный на таможне. Но не забываем, что этот НДС мы берем к зачету.
2. Растаможка
С одним из клиентов (импорт, химреактивы, опт) мы посчитали, во сколько ему обходятся услуги сторонней организации по декларированию и растаможке товара (притом импорт абсолютно «белый»). Посчитали – прослезились. Теперь у него в компании всем общением с таможней (включая декларирование) весьма успешно занимается девушка-менеджер, которая работает с ним много лет и знает все особенности товара. К тому же кроме декларирования она делает еще много разного полезного. Экономия – десятки тысяч рублей в месяц. Многие мне сейчас возразят: «Главное, что есть у таможенных брокеров, – это связи».
Ну и что?.. Уже не девяностые и не нулевые, когда, если ничего не предпринимать, твоя декларация всегда оказывалась нижней в стопочке... Сейчас у нас электронное декларирование. А что касается сбора разрешительных документов, то, как правило, этим занимается сама компания. При этом бывают случаи, когда товар давно уже выпущен и продан, но приходит письмо из таможни, в котором компанию обязывают оплатить штраф (минимум 100 000 рублей) за неверное декларирование (недостаток разрешительных документов и т. д. и т. п.). И ведь государство (в лице таможни) имеет на это полное право, ведь срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения таможенного законодательства – два года (ст. 4.5 КоАП). Понятно, что виноват в этом штрафе тот, кто декларировал, кто должен был проконсультировать по поводу всех необходимых документов. Но как вы думаете, какова вероятность взыскать с таможенного брокера сумму штрафа? Правильно – она стремится к нулю...
При «сером» импорте не избежать плат фирмам-посредникам.
3. Поле для воровства
У одного из клиентов вычислили ворующих логистов, которые годами получали откаты от фирм-посредников. Ущерб – как минимум сотни тысяч рублей (а может, и миллионы, кто ж теперь узнает...). При «белом» импорте такого поля нет.
4. Потеря крупных клиентов
Если компания-покупатель регулярно проходит камеральные проверки (например, возмещает экспортный НДС), то к «белизне» своих поставщиков она относится очень серьезно. Знаю наверняка, сама занимаюсь этим с 2000 года. Пусть мы купим дороже, но будем уверены в том, что товар ввезен официально и у нас не возникнет позже проблем с налоговой (о том, какие проблемы возникают, знаю из личного опыта)...
5. Неожиданный поворот. Если вы регулярно покупаете импортные товары (сырье) у российских компаний и знаете, во что они вам обходятся, то подумайте о прямом контракте с импортером. Не верьте на слово таможенным брокерам, которые рисуют апокалиптические картины самостоятельной растаможки. Это их бизнес, который они не хотят терять.
Просчитайте прямой контракт с «чистого листа», подбирая правильные коды ТН ВЭД, условия Инкотермс и т. д. Вы узнаете реальный размер таможенных пошлин, а не тот, что вам называют люди, с которыми вы уже давно работаете в данной области. Мой опыт показывает, что они их, то ли путают, то ли специально завышают, чтобы ничего не менять...
Зачастую «белый» импорт оказывается существенно более выгодным в абсолютном денежном выражении – знаю точно, сама просчитывала вместе с клиентами! А кроме того, вы получаете входящий НДС, уплаченный на таможне. Он чист, как слеза младенца. Обвинение в получении необоснованной налоговой выгоды в результате общения с недобросовестным поставщиком в данной ситуации невозможно. А ведь именно такое обвинение сейчас – тренд, который дальше будет только усиливаться."
Искренне ваша, Наталия Морозова
Всего доброго!
Популярное