Наталия Морозова (www.morozova-book.ru) – с 1994 работает финансовым директором и главным бухгалтером в крупной экспортно-импортной компании. С 1999 – действующий член Института профессиональных бухгалтеров РФ. Отстаивая интересы компании, выиграла (самостоятельно, без помощи юристов) более 90 дел в арбитражных судах г. Москвы. С 2007 года проводит бизнес–тренинги. Участник команды "Михаил Рыбаков и Партнеры". Автор книги «Об «упрощенке» за рюмкой чая» (отзыв). Имеет два высших образования (техническое и экономическое).
Наталия Морозова: бизнес-консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…

В первой части этой статьи я писала о том, что работая с недобросовестным контрагентом, компания рискует. Но особенно сильно рискует руководитель.

Но перейдем от норм закона к конкретному примеру.

Недавно проходила выездная налоговая проверка ООО «Майндшер Интерэкшн» (далее - "Общество"). Эта компания занимается рекламными и маркетинговыми работами. Руководил ею с 2006 по 2011 год гражданин Ашманов Д.Н.

Работали проверяющие красиво, в соответствии с методическими рекомендациями, которые пишут очень неглупые люди. В частности, налоговики заинтересовались договором с ООО «Вектор» (далее - Вектор) на оказание рекламно-информационных услуг. Кроме подписанных актов, никаких других документов, подтверждающих реальность сделки, не было. А суммы-то по договору прошли немаленькие: более 7,5 млн. рублей за 2 года (2009-2010).

Дальше, как водится, допрос свидетеля – генерального директора Вектора (прохождение допроса – процедура непростая, личным опытом поделюсь 29 ноября или в Таиланде). Не удивительно, что свидетель, предупрежденный об ответственности за дачу заведомо ложных показаний, рассказала всю правду-матку.

О том, что учредителем и ген. директором являлась в 2008-2009 году номинально (за вознаграждение), участия в деятельности компании не принимала и ничего не знает ни о ее местонахождении, ни о том, чем эта компания занималась. Ну, вообще ничего не знает. И доверенностей никому не давала. А с 2010 года вообще замуж вышла и фамилию сменила (а все акты до конца 2010 года девичьей фамилией ген. директора Вектора подписаны).

В общем, проверяющие сумели доказать, что сделка была мнимой, и в действительности услуги по договору оказаны не были. А значит, целью сделки являлось завышение затрат, то есть получение необоснованной налоговой выгоды (далее - ННВ). (На тему ННВ я подробно писала в статье "О дроблении бизнеса и налоговой выгоде").

В результате компанию обязали заплатить НДС 1,2 млн. рублей; налог на прибыль 1,3 млн. рублей, пени и штрафы.

Общество не стало оспаривать результаты выездной налоговой проверки. Оно пошло другим путем: подало исковое заявление в Арбитражный суд г. Москвы о взыскании с бывшего генерального директора Ашманова Д.Н. убытков в размере 7 578 727 руб.

Логика Общества следующая: по условиям Устава и трудового договора Ашманов Д.Н. как генеральный директор должен был действовать разумно и осмотрительно. Прилагать все усилия для защиты интересов этого Общества. Он должен был проявлять разумную заботливость и контролировать реальность оказанных Вектором услуг. Он не должен был заключать фиктивный договор с фирмой-«однодневкой», что привело к убытку (выводу средств) из Общества в указанном выше размере.

Все доводы общества подкреплялись ссылками на Постановление №62 Пленума ВАС РФ, которые я в этой статье цитировала ранее (см. "Не стоит общаться с жуликами, или чем рискует директор").

25 сентября 2013 года Арбитражный суд города Москвы принял Решение по Делу №А40-56721/13 о взыскании «с Ашманова Д.Н. в пользу общества с ограниченной ответственностью «Майндшер Интерэкшн» 7 578 727 рублей – убытков, 60 893 руб. 64 коп. – государственной пошлины».

Конечно, бывший генеральный директор попытается обжаловать это Решение в следующих инстанциях, но лично я оцениваю его шансы на победу, как стремящиеся к нулю.

А также думаю, что после принятия 62-го Постановления, появится еще много аналогичных дел, и директора (в том числе бывшие), будут вынуждены возвращать компаниям миллионы.

Руководители, будьте разборчивы в выборе партнеров.

Берегите себя.