Цветы. Весна.

Управленческий учет

Выпуск N365, 10.05.2016. Общая аудитория - свыше 100000 читателей. Регулярно выходит с 10'2007

Этот выпуск рассылки подготовлен Наталией Морозовой.

Наталия Морозова – с 1994 работает финансовым директором и главным бухгалтером в крупной экспортно-импортной компании. С 1999 – действующий член Института профессиональных бухгалтеров РФ. Отстаивая интересы компании, выиграла (самостоятельно, без помощи юристов) более 90 дел в арбитражных судах г. Москвы. С 2007 года проводит бизнес–тренинги. С 2010 года проводит семинары, повышающие квалификацию главных бухгалтеров. С 2012 года проводит стратегические сессии для собственников бизнеса.

 

На прошлой неделе мы праздновали День Победы!

Это очень важный праздник для нашей семьи. Мой дедушка, Роман Ильич Новиков, погиб под Сталинградом, дяди - в партизанах. Второй дедушка, Синеокий Николай Дмитриевич, будучи главным инженером авиационного завода, был эвакуирован за Урал, где они работали по 16 часов в день. А его жена, моя бабушка, вместе с моей мамой в июне 1941-го поехала отдыхать на Украину. Они оказались в оккупации, а позже в концлагере. Я выросла на рассказах мамы о войне и о людях. О тех, кого спасали они и о тех, кто спас их. Война - это страшно. Поэтому желаю всем нам мира и добра.

Накануне Праздника я осуществила мамину мечту: мы побывали с ней в Голландии, в знаменитом парке цветов Кёкенхоф (Keukenhof). Это совершенно потрясающее место: более 7 миллионов цветов, собранных на 32 га. Буйство красок, буйство жизни. Люди, приехавшие со всех концов света. За 2 месяца (с середины марта по середину апреля) парк посещает около 800 000 человек. Красота невероятная. Много улыбок и никакой вражды.

Но все заканчивается, И прекрасные праздники тоже. Я снова возвращаюсь к работе. К финансам. К тому, как ими эффективно управлять. К управленческому учету, без которого грамотно управлять финансами практически невозможно.

Ниже глава из моей новой книги "О финансах легко и непринужденно" на данную тему.

Виды учета. Управленческий учет

В каждой российской компании на данный момент существует как минимум два вида финансового учета: налоговый и бухгалтерский.

Налоговый учет наиболее регламентирован и точен (все учитывается в рублях и копейках). Существуют четкие правила расчета налогов. Правила сии начертаны в настольной книге каждого российского главного бухгалтера – Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ). А разъяснения даются Министерством финансов и налоговыми службами.

Ну и Высший Арбитражный суд (ВАС) РФ как последняя инстанция в вопросе толкования норм налогового законодательства.

Налоговый учет ведется для государства. Информация предоставляется в строго регламентированных отчетах (декларациях) в строго определенные сроки.

Понятно, что ошибаться в данном учете не хочется. Слишком велика цена вопроса: как минимум штрафы, пени, недоимки, как максимум – уголовная ответственность. Отвечает в организации (но не перед государством!) за правильное ведение налогового учета главный бухгалтер (этому непростому человеку и его роли в компании посвящена глава XII).

Бухгалтерский учет в организации также регламентирован и точен. Он ведется в соответствии с законом 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В отличие от налогового учета в нем можно проявлять некое творчество, но реперные точки закреплены. Результатом бухгалтерского учета на предприятии становится внешняя финансовая отчетность (баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств и др.), которая, начиная с 1 января 2013 года, предоставляется раз в год (до 31 марта следующего за отчетным года) в налоговую инспекцию и органы статистики.

Потребитель результатов бухгалтерского учета – государство. Но не только. Это и ваши потенциальные партнеры, и кредиторы с акционерами, ну и, конечно же, конкуренты.

С 2013 года внешняя финансовая отчетность предприятия является открытой. То есть любое заинтересованное лицо может ознакомиться с финансовыми результатами вашей компании.

Конечно же, и раньше данные из статистики «вытекали», но теперь открытость легализована.

Занимается ведением бухгалтерского учета главный бухгалтер, а отвечает за его правильность единолично руководитель (тоже новшество 2013 года).

А теперь давайте честно ответим, насколько внешняя финансовая отчетность соответствует действительному положению дел на вашем предприятии.

Так и вижу улыбки на лицах.

Поговорка «Есть ложь, наглая ложь и статистика» появилась не на пустом месте.

Но ведь где-то же должна быть правда?

Где-то же должно отражаться реальное финансовое положение компании? Должно.

Ведь должен же собственник понимать, куда движется его бизнес, что вообще с ним происходит? Должен.

Вот для этого-то и существует третий вид финансового учета – управленческий.

Управленческий учет (УУ) абсолютно достоверный. Он гибкий и создается под потребности каждой компании.

Он всегда индивидуален. Вы можете самостоятельно решить, какая точность вам нужна, какие показатели для вас наиболее важны, в какой валюте вы ведете УУ (это не налоговый и бухгалтерский учет, где обязательна валюта РФ, для себя можете вести хоть в швейцарских франках).

Главное в УУ – его достоверность и адекватность.

Как сказал один из участников моего лагеря на Угре в 2012 году: «УУ – это как приборная доска у автомобиля. Видно, с какой скоростью едешь, насколько бензина хватит, не пора ли масло менять...» Это очень образно и верно.

УУ – мощнейший инструмент для наведения и поддержания порядка в бизнесе, а также очень точный индикатор для отслеживания происходящих в нем (бизнесе) изменений.

Анализ данных УУ служит основой для принятия оперативных управленческих решений.

С помощью УУ можно увидеть реальные показатели компании (прибыль, рентабельность и т.д.) по каждому из направлений бизнеса, оценить ликвидность компании в целом. А главное, отслеживать динамику.

Например, прибыль в компании по одному из направлений бизнеса по сравнению с прошлым месяцем упала. Анализируем, из-за чего. Может быть, упали продажи (тогда это вопрос к менеджерам), а может быть, выросли закупочные цены, и тогда надо разбираться уже с этим вопросом. И решать, что делать: надо ли повышать отпускные цены (не заметили, что цены на рынке выросли), или ваш снабженец плохо работает, не находя оптимальных цен. Опять же сразу возникает вопрос «почему». Ленив – тогда можно мотивировать, а если откаты берет – тогда гнать в шею. Возможны и другие причины.

Уменьшение прибыли возможно и из-за возрастания накладных (косвенных) расходов. Вы посмотрите, какие именно накладные расходы выросли, и проанализируете почему. А потом решите, что с этим делать.

История из практики. В компании как-то резко возросли расходы на хозтовары. Удивились. Разобрались. Оказалось, что после переезда бумажные полотенца и всякое подобное стали хранить в не запирающейся кладовке. Поставили замок. Расходы нормализовались.

Или при постановке учета в компании, занимающейся автоперевозками, появилась статья накладных расходов «Прочее». Это то, что дают водителю с собой в дорогу «на тот самый случай». И вот оказалось, что на одних и тех же маршрутах у всех водителей расходы более-менее одинаковые, а у одного в разы больше. Сразу возник вопрос:«Почему?»

Отличительной чертой УУ является то, что он включает в себя не только финансовый, но и оперативный учет.

Это и постановка задач, и контроль их выполнения, и учет чего-либо в натуральных величинах, а не в денежных (например, количество звонков, принятых каждым из секретарей за период, или оборачиваемость товара в днях).

На основе адекватного УУ можно вводить элементы планирования и бюджетирования.

Подводя итог, хочу сказать, что адекватный управленческий учет помогает эффективно управлять финансами и принимать правильные управленческие решения.

И здесь мы подходим к основной проблеме для ведения полноценного управленческого учета: для того чтобы иметь возможностьуспешно пользоваться им годами, управленческий учет надо один раз грамотно поставить и автоматизировать. А это требует ресурсов как интеллектуальных, так и материальных.

Для финансового анализа предприятия нужны как минимум три формы отчетности: «Баланс»– он же BS (balance sheet), «Отчет о движении денежных средств» (ОДДС) – он же CF (cash flow) и «Отчет о доходах и расходах» (ОДР) – он же P&L (profit&losses) – за несколько периодов. Об их сути мы и поговорим далее.

Важно! Все отчеты, которые мы будем рассматривать в данной книге, сформированы исключительно по данным управленческого учета (речь не будет идти о тех отчетах, которые сдаются в налоговую инспекцию).

Искренне Ваша, Наталия Морозова.