О сложностях пожароопасного сезона 2015 года сказано немало.
И хотя исторических максимумов ни по количеству, ни по площади лесных пожаров установлено не было, непростой год показал наши слабые места в противопожарной обороне. Особенно на юге республики.
Огонь, со свойственной ему беспристрастностью, «проинспектировал» здесь все составляющие – и техническое оснащение, и противопожарное обустройство территорий, и слаженность работы лесной охраны, и ее профессионализм, и даже отношение к делу… И, нужно сказать, что результаты этого «мониторинга» подтолкнули к принятию ряда серьезных мер по укреплению обороноспособности. В первую очередь южных рубежей.
Самым глобальным из мероприятий этого ряда стал план противопожарного обустройства лесного фонда на приграничных с Украиной территориях.
О сути проекта противопожарного обустройства южных рубежей, а также о коррективах в подготовке к пожароопасному сезону 2016 года, – наш разговор с консультантом управления лесного хозяйства Минлехоза Александром УГРИНЫМ.
– Тема трансграничных пожаров зазвучала в минувшем сезоне по-новому. В силу ряда причин Украина стала для нас в буквальном смысле огнеопасным соседом: с ее территории пришли пожары общей площадью 3,7 тысячи га. Это 58% общей площади лесных пожаров прошлого года. В чем же основная сложность тушения таких пожаров? Нет соответствующей договоренности с соседями, или это связано с особенностями самих приграничных территорий?
– Двустороннего Соглашения по профилактике и тушению природных пожаров на приграничных территориях у нас с Украиной нет. Но дело даже не в дипломатических договоренностях. Проблемы лежат, скорее, в географической плоскости.
Конкретно в наших южных приграничных регионах сложность при тушении природных пожаров была связана с отсутствием развитой дорожной сети при наличии крупных лесных массивов, а также большим количеством труднодоступных участков – болот. Добавьте к этому малонаселенность приграничной белорусской территории и густонаселенность с украинской стороны.
– Значит, проект противопожарного обустройства, который Минлесхоз разработал совместно с Государственным пограничным комитетом, предполагает облегчить доступ на приграничные территории людей и техники?..
– В том числе. Проект предусматривает строительство лесных дорог, их ремонт и содержание.
Но в целом планы гораздо шире. Проектом запланирован целый ряд мероприятий – от предупредительных (как то установка аншлагов, шлагбаумов, указателей, устройство мест отдыха и т. д.) до мероприятий, ограничивающих распространение лесных пожаров. Здесь уже речь идет о создании и расчистке противопожарных разрывов, проведении уходов за ними, устройстве противопожарных заслонов и минерализованных полос, разрубке квартальных просек, устройстве пожароустойчивых опушек, создании водоемов противопожарного назначения, подъездов к ним…
Кроме того, согласно проекту на этих территориях должна быть усовершенствована служба обнаружения лесных пожаров. Это означает, что нужно дополнительно построить пожарно-наблюдательные вышки, установить на них камеры, создать ПХС II и I типов, организовать маршруты наземного патрулирования. И, конечно, оснастить службу технически – радиостанциями, автомобилями повышенной проходимости, вездеходами, мотоциклами.
– Если взглянуть на карту предстоящего обустройства, можно увидеть, что противопожарные разрывы предстоит создавать в непосредственной близости от Государственной границы. Что думают по этому поводу пограничники?
– Несмотря на то, что идея дополнительного обустройства приграничных территорий принадлежит Минлесхозу, Государственный пограничный комитет охотно ее поддержал.
Наши мероприятия вовсе не идут вразрез их планам. Сегодня перед Погранкомитетом стоит задача в натуре показать границу с Украиной. Это очень большой объем работы по созданию рубежей охраны: протяженность Государственной границы на этом участке только по лесфонду составляет 590 км. И в данном случае мы им в помощь.
Поэтому в ходе совместных совещаний были легко выработаны единые подходы к противопожарному обустройству приграничной территории.
В частности было решено противопожарное обустройство приграничной территории производить с увязкой с уже существующим и планируемым пограничным обустройством Государственной границы Республики Беларусь. Грубо говоря, наши противопожарные разрывы и канавы в целом будут чередоваться с их рубежами охраны.
Более того, противопожарные разрывы, которые мы создадим, будут передаваться Погранкомитету, и уже пограничники будут их содержать.
– Как я понимаю, главная цель этой работы – максимально «закрыть» лесные массивы от идущего с юга огня. Рубежи охраны сопоставимы по функциональности с противопожарными разрывами? Какова будет протяженность барьеров, ограничивающих распространение лесных пожаров?
– По сути рубеж охраны – это десятиметровая минерализованная полоса. Возможно, это даже более надежное препятствие, т. к. для устройства контрольно-следовой полосы при создании рубежа проводят полную корчевку, т. е. на нем не будет никакой растительности.
В рамках проекта Государственным пограничным комитетом будет создано, помимо уже существующих, еще 257 км рубежей охраны. Нам же предстоит сделать 82,3 км противопожарных разрывов и 28,5 км противопожарных канав.
Кроме этого, чтобы полностью закрыть южный рубеж, на приграничных территориях будут построены 4 новые пожарно-наблюдательные вышки: по одной в Наровлянском и Малоритском лесхозах и две в Полесском. Все они будут оснащены видеокамерами.
– И какова же цена вопроса?
– Согласно проекту общая стоимость противопожарного обустройства лесного фонда приграничной территории Государственной границы Республики Беларусь с Украиной составляет более 100 млрд руб.
– Когда начнутся работы?
– Работа уже ведется. Прежде чем приступить к прорубанию, необходимо внести изменения в лесоустроительные проекты. «Белгослес» уже подготовил соответствующие изменения и направил в Брестский и Гомельский комитеты природных ресурсов. 11 из 13 лесхозов уже могут приступать к рубкам.
Лесоустроительные проекты Полесского и Брестского лесхозов не прошли экологическую экспертизу, т. к. запланированные в них противопожарные разрывы и канавы проходят на территории республиканских заказников. Это идет вразрез с Положением о заказниках. Возможно потребуется вносить изменения в сами положения…
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
– Сезон показал, что не хватает именно специализированной техники для работы в труднодоступных местах. Например, тех же вездеходов…
– Уже в феврале Министерство обороны передает нам 20 транспортеров гусеничных ТГ-МУ (ГАЗ-73). Эта машина замечательно зарекомендовала себя на тушении пожаров
в Полесском лесхозе.
2 таких вездехода уже переданы в Полесский и Столинский лесхозы. В Столине над ним уже поработали: перекрасили, провели технический апгрейд, приспособив к своим потребностям: установили емкость для воды и мотопомпу, для перевозки людей на броне наварили поручни.
Военный вездеход "усовершенствованный" умельцами Столинского лесхоза
В первом полугодии эти машины поступят во все объединения. И хотя основной упор при распределении будет сделан на южные регионы – лесхозы Брестской, Гомельской и Могилевской областей, в целом предполагается закрыть все хозяйства, где есть труднодоступные участки, болота. А чтобы показать, как именно эту машину нужно довести до ума, специалистов из всех этих лесхозов пригласим в Столин.
– Большой парк техники предполагается закупить по кредиту Всемирного банка. Что именно?
– Кроме восьми пожарных машин для государственной лесной охраны по кредиту Всемирного банка будет закуплено еще 2 типа машин. Один – для подвозки людей, а второй – грузопассажирский автомобиль повышенной проходимости с грузовой платформой. Машина такого типа проходила опытную эксплуатацию в Полесском и Столинском лесхозах. Кое-какие технические недоработки в ней есть, но в целом, по проходимости в условиях болот машина проявила себя неплохо. Таких машин будет закуплено 31 единица.
БЫТЬ НА СВЯЗИ
– Последние годы все чаще поднимается вопрос о средствах связи.
– Ресурс радиостанций, которыми мы сегодня пользуемся, уже давно выработан. И даже если пока еще есть возможность их ремонтировать, то износ все равно идет. Между тем новые рации такого типа уже не приобрести – их просто не выпускают. Поэтому очевидно, что переход на новые рации просто неизбежен.
Парадокс в том, что тема проблемы с техобслуживанием и ремонтом всплывает лишь после того, как в лесхоз приедет проверка и напишет замечание о том, что ПХС недоукомплектована рациями. Тогда из лесхоза поступают жалобы на то, что рации устарели, их негде ремонтировать, новые негде купить… Когда же речь заходит о том, чтобы заменить весь «парк», другие лесхозы утверждают что их ПХС полностью укомплектован еще старыми рациями, они исправны, более того, у хозяйства есть договор с кем-то, кто ремонтирует эти рации. Словом, «в новых рациях лесхозы не нуждаются».
– Тогда к вопросу о частоте. В прошедшем сезоне как никогда была задействована большая авиация МЧС. И в этой связи возникали ситуации, в которых для связи с наземными службами гослесоохраны требовался посредник. Как правило, это была «Беллесавиа», которая еще работала на нашей частоте…
– А вот частота – действительно проблема.
Поэтому трем лесхозам – Боровлянскому, Милошевичскому и Полесскому, было поручено проработать возможность перехода на новые частоты. Само собой разумеется, что речь идет о тех, которые позволят работать в унисон с МЧС, МВД и другими службами, с которыми мы взаимодействуем при тушении пожаров.
Боровлянский спецлесхоз, созданный в прошлом году с нуля, уже проработал этот вопрос. Здесь провели процедуру закупки новых радиостанций и уверяют, что с выбором частоты в диапазоне 146-174 МГц проблем нет. Именно в этом диапазоне работают и МЧС, и МВД, и погранслужбы.
Милошевичский же лесхоз уверяет, что у них нет проблем и со старыми рациями…
– Следует ли ожидать волевого решения о том, что все переходят на другую частоту и закупают новые рации?
– Так очевидно и будет. Но одновременно всем перейти – финансово сложно. Цена вопроса не только в приобретении самих раций и радиостанций. Затрат потребуют еще установка, монтаж, обслуживание...
Какой-то парк раций сегодня все же есть. Поэтому в нынешнем сезоне на Боровлянском спецлесхозе пройдет обкатка новой технологии – выработаем алгоритм действий по закупке, получению частоты. После этого будет проработан вопрос по поэтапному (ориентировочно в течение 5 лет) переходу всех лесхозов на новый диапазон.
– А какая потребность вообще в радиостанциях – сколько их должно быть на лесхоз?
– Из расчета одна стационарная – в самом лесничестве, одна мобильная – в машине. Выходит, минимум две единицы для ППИ. Но еще нужен набор носимых раций – в среднем 8 штук. В целом по отрасли получается немалый арсенал.
– Настоящие «боевые действия» прошлого года на южных рубежах определенно многому научили местные лесхозы. Предполагается как-то наладить обмен этим ценным опытом?
– Согласно приказу «Об итогах пожароопасного сезона 2015 года и задачах на пожароопасный сезон 2016 года», республиканский семинар по пожарной безопасности в лесах пройдет в 2016 году на базе сразу двух одних из наиболее горимых лесхозов – Полесского и Милошевичского. Более того, эти лесхозы находятся в разных областях. Это даст возможность отработать взаимодействие на уровне областных властей, руководства областных структур МЧС.
– В том же приказе, на который Вы ссылаетесь, отмечен ряд существенных недостатков и упущений в деятельности государственной лесной охраны в пожароопасный сезон 2015 года. В частности говорится об ошибках при расчете скорости распространения пожаров, недооценке складывающейся ситуации… Как вообще налажено повышение соответствующей квалификации среди работников гослесоохраны? Кто и в каком объеме читает им соответствующий курс лекций?
– Ежегодно приказом о подготовке к пожароопасному сезону устанавливаются порядок и сроки прохождения пожарно-технического минимума должностными лицами государственной лесной охраны, а также назначаются ответственные за их проведение.
Соответствующую подготовку проводит и отраслевой учебный центр.
Ольга Шарафанович
Чтобы читать и оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться
Популярное