В перспективе древесина должна заменить традиционные нефтепродукты при производстве автомобильного топлива и даже пластмасс. В этом уверены финские ученые, и им удалось заразить своей идеей власти страны. В концепции развития лесного хозяйства Финляндии до 2050 года химическая переработка древесины признана приоритетным направлением. Для Беларуси оно совершенно новое, но первые шаги для его развития уже сделаны. Для эффективного решения задач по созданию отечественного лесохимического комплекса в Беларуси разработана программа по комплексной переработке возобновляемого растительного сырья с тяжелыми нефтяными остатками на 2016—2020 гг. О подпрограмме «Лесохимия», а также о нынешнем состоянии и перспективах развития лесохимической промышленности в Беларуси «БЛГ» рассказал известный ученый в области физикохимии академик НАН Беларуси, директор Института химии новых материалов Владимир Агабеков.
     — Развитие лесохимии для Беларуси соизмеримо с перспективой строительства АЭС — в будущем сжигать лес будет также неэкономно, как и сжигать природный газ, — уверен Владимир Енокович. — Для Беларуси с ее лесными богатствами развитие лесохимической промышленности должно стать одним из приоритетных направлений. Подпрограмма «Лесохимия» — это попытка реанимировать разработки в этой области и представить новые инновационные проекты.
     Современная тенденция развития лесохимической промышленности в мире свидетельствует о больших возможностях благодаря получению из природного сырья ценных продуктов. Они могут широко использоваться в различных отраслях: целлюлозно-бумажной, резинотехнической, лакокрасочной, кабельной, машиностроительной, автомобильной, а также в фармацевтике и медицине. Пока для удовлетворения внутреннего рынка Беларуси многие продукты лесохимии импортируются в основном из Китая, США и Европы. В то время как наша страна сама, обладая значительным запасом возобновляемого лесохимического сырья, прежде всего сосновой живицы, практически не развивает глубокую химическую переработку ее первичных продуктов: канифоли и скипидара. Хотя их модификация позволяет получать большой спектр ценных веществ и композиций, широко используемых во всех отраслях промышленности страны. Именно поэтому, по словам академика Агабекова, Беларусь и вынуждена до сих пор закупать за рубежом необходимые лесохимические продукты за значительные валютные средства, объемы которых ежегодно превышают 2,5 млн долларов. Это приводит к вынужденной зависимости от иностранных поставщиков и повышению импортоемкости выпускаемой продукции в среднем на 2—5 %.
     — Единственный производитель живичного скипидара и канифоли в Беларуси в настоящее время — частное предприятие ОАО «Лесохимик», однако и оно постепенно переходит на выпуск простых продуктов из отходов нефтепереработки, — рассказывает Владимир Енокович. — Основной причиной является значительное сокращение объемов добычи живицы в Беларуси — с 15 тонн в 1998 году до 3 тонн в нынешнем. При этом импорт, например, живичной канифоли за последние 10 лет значительно возрос и превысил 10 тыс. тонн в год.
     Так как подсочка сосны — трудоемкий процесс, требующий значительного числа рабочих, развитие лесохимической промышленности позволит увеличить занятость и возможность трудоустройства населения на периферии и развитие этих регионов. По словам специалистов, оборудование, необходимое для получения живицы, сравнительно дешево, что не требует привлечения больших инвестиций. Однако стоит отметить, что на мировом рынке стоимость одного килограмма скипидара составляет примерно 2—3 долл., в то время как продуктов его глубокой переработки — 6—8 тыс. долл. Поэтому для Беларуси получение и использование только канифоли и скипидара экономически нецелесообразно. В настоящее время технологии их дальнейшей переработки в современные наукоемкие материалы, так необходимые народному хозяйству, в Республике Беларусь практически отсутствуют. Основной областью применения скипидара в Беларуси пока остается использование его в качестве растворителя при производстве лаков, красок и других товаров бытовой химии. 
     Практика использования скипидара и канифоли за рубежом показывает, что наиболее экономически выгодно перерабатывать их во вторичные продукты. По информации ученых Института химии новых материалов НАН Беларуси, на получение ценных компонентов на основе скипидара в развитых зарубежных странах расходуется 95—97 % его общего производства. Например, ассортимент транснациональной компании GLIDCO Chemical составляет более 150 наименований веществ. На мировом рынке такие продукты пользуются устойчивым коммерческим спросом, все чаще вытесняя неэкологичные вещества на основе нефтехимического сырья.
     Кроме сосновой живицы, ученые предлагают использовать в качестве исходного сырья древесную зелень (листву, хвою) для получения экстрактов, хвойного воска, бальзамов. Также при пиролизе лиственных пород можно получать активированный уголь-сырец. Из дегтя же можно получать дорогостоящие химические продукты.
Использование древесных опилок в смесях с гудроном и мазутом, по словам Владимира Агабекова, позволяет разработать технологию комплексной переработки тяжелых нефтяных остатков для дополнительного получения легких и средних дистиллятов (углеводородных фракций) при производстве высококачественного топлива и сырья для нефтехимического синтеза.
     — Сейчас при получении гудрона или мазута глубина переработки нефти составляет 73—75 %, после их переработки с возобновляемым сырьем можно увеличить глубину переработки нефти на 20 % и получить дополнительный сырьевой материал, — отмечает ученый.
Эту задачу ученые Института химии новых материалов НАН Беларуси уже решают совместно с коллегами из Института нефтехимического синтеза имени А. В. Топчиева РАН. Уверенность в успехе подкрепляется серьезным научным заделом, созданным к этому времени партнерами.
     — Тяжелые фракции нефти, из которых невыгодно и невозможно извлекать жидкое сырье для высококачественного топлива, всегда были головной болью специалистов нефтеперегонных заводов, — поясняет Владимир Агабеков. — Так, чтобы новые процессы заработали, мы применяем наше ноу-хау. Гудрон и древесные опилки, другая твердая органика при переработке обмениваются взаимно полезными химическими компонентами, которые раньше в традиционных технологиях не использовались. Так, одновременно мы можем получать прекрасное сырье для нефтехимического синтеза и жидкое топливо из бросовой твердой органики.
     Хорошие предпосылки в этой области есть и для потенциального развития взаимодействия с партнерами по Евразийскому экономическому союзу и Европой. При реализации проекта партнеры будут сотрудничать с одной из австрийских компаний, которая уже построила близ Вены подобное производство. Белорусам же новое строительство затевать нет необходимости. ОАО «Лесохимик» в Борисове и ОАО «Завод горного воска» в городском поселке Свислочь под Минском потребуется лишь дооснастить новым оборудованием. 
     Наряду с проблемой рационального использования древесного сырья, в Беларуси есть необходимость и переработки сельскохозяйственной продукции, имеющей в своем составе соединения, аналогичные находящимся в древесном сырье (целлюлоза, лигнин и др.). Так, ежегодно необходимо утилизировать более 8 млн тонн соломы зерновых культур, более 1 млн тонн рапсовой соломы, 1,2—1,4 млн тонн листостебельной массы кукурузы, возделываемой на зерно, 90 тыс. тонн льнокостры, около 500 тыс. тонн свекловичного жома. Из всей этой лигноцеллюлозной биомассы при применении современных технологий, по словам ученых, можно производить до 2 млн тонн биотоплива.
     Уже сегодня имеющиеся отечественные научные разработки позволяют на основе переработки скипидара и канифоли производить целый ряд замещающих импорт наукоемких веществ.
     — Зачем белорусам импортировать душистые вещества, применяемые в качестве добавок в моющие средства, антисептики, камфору для фармацевтики и медицины, клеи-расплавы для электроники, смазочно-охлаждающие жидкости для металлообработки и еще огромный ряд веществ, которые мы сами в состоянии получить в результате глубокой переработки древесины? — недоумевает академик Агабеков. — А ведь эти продукты крайне необходимы для предприятий НПО «Интеграл», ПО «Белшина», ПО «Медпрепараты», ПО «Беларуськалий», концернов «Белбиофарм», «Беллесбумпром», ОАО «Лакокраска» и других. 
     Причем точку зрения ученых Института химии новых материалов НАН Беларуси (ИХНМ) о необходимости повышения экономической эффективности и расширения ассортимента отечественной продукции за счет создания новых отечественных материалов различного функционального назначения на основе лесохимического сырья разделяет Министерство лесного хозяйства, а также руководство предприятий концернов «Беллесбумпром» и «Белнефтехим». В обращениях к специалистам ИХНМ глава концерна «Беллесбумпром» отмечает острую необходимость в разработке новых видов продукции и их последующем внедрении в производство.
     Причем для исследования и разработки новых методов синтеза и технологий получения импортозамещающих наукоемких материалов в стране есть все условия. В Институте химии новых материалов НАН Беларуси создана единственная в республике лаборатория лесохимических композиционных материалов, исследования которой проводятся в тесном сотрудничестве с БГТУ.
     — В институте уже создан опытный участок по выпуску смазочно-охлаждающих жидкостей на основе малеинизированной канифоли для предприятий металлургической промышленности, — отмечает Владимир Енокович. — Мы может сами производить оптически активную добавку для ЖК-композиций, которая применяется в различных системах отображения и преобразования информации, в частности в дисплеях с матричной системой адресации.
     Так, уверен ученый, разработка и внедрение импортозамещающих, ресурсосберегающих, энергосберегающих и экологически безопасных технологий получения востребованных продуктов на основе собственной лесосырьевой базы должны быть одним из приоритетных для Беларуси направлений научной и научно-технической деятельности. Одним из разделов госпрограммы, включающей разработку и освоение наукоемких технологических лесохимических производств, будет также и отдельный пункт, касающийся подготовки кадров для лесохимического комплекса при БГТУ, ГГУ, в том числе и со средним специальным образованием (г. Добруш). Материалы и технологии, разрабатываемые в рамках предлагаемого направления, позволят стране существенно снизить импорт товаров на основе канифоли и скипидара и в целом увеличить конкурентоспособность производимых товаров лесохимического комплекса.

Евгения Пестунова, Белорусская лесная газета

Чтобы читать и оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться