
Опубликовано 24 октября 2015 в 12:59
Адрес в интернете: http://news.tut.by/economics/469947.html
Помощник Лукашенко выступил против ручного управления экономикой
Ручное управление экономикой следует заменить на институциональное. Такое мнение 23 октября в ходе научной конференции высказал помощник президента по экономическим вопросам Кирилл Рудый.
Кирилл Рудый (справа) и глава Банка развития Сергей Румас. Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY
Рудый сказал, что действующая в стране система ручного управления имеет пять основных элементов. Одним из них является директивное доведение показателей. «За семь лет ни один план по ВВП не исполнился. Речь идет не только о центральных органах власти, но и местных. Из семи регионов этот показатель выполнили только три — Витебская, Гродненская и Минская области», — сообщил он с намеком, что это не работает.
Другим инструментом является ручное управление долгами. «Если говорить, что ручное управление — это управление деньгами, то когда денег становится меньше, то начинается управление долгами. Вам предлагают начинать строить, а вышестоящий орган обещает где-нибудь эти деньги найти. Либо вы берите кредит, а мы потом этот кредит с помощью госорганов поможем вернуть. В результате ручное управление долгами превращается в бюджетную компенсацию процентных ставок по кредитам, отсрочку платы за сырье, энергетику, аренду и так далее», — сказал Рудый.
Третий фактор — административный ресурс, когда власти проводят совещания, штабы, «рекомендуют бизнесу оказание определенной спонсорской помощи».
«Институт экономики в 2013 году провел опрос 800 руководителей предприятий, 71% из них тратят минимум 20% времени в неделю (то есть фактически один рабочий день) на совещания с вышестоящими органами, и в 91% случаев их главная тема — выполнение доведенных показателей. Для иностранной компании-партнера подведомственной организации административный ресурс в лучшем случае просто закладывается в себестоимость, в худшем — они отказываются вести бизнес. Маловероятно, что мы на это можем как-то повлиять. В октябре 2015 года у МАЗа было 842 поставщика, из них 374 иностранных и 134 частника. У МТЗ было 595 поставщиков: 267 иностранных и 145 частников. Как ручным управлением проследить поставку и повлиять на иностранного поставщика или частника?» — отметил помощник президента.
По его словам, не имело успеха закрепление должностных лиц за предприятиями, одной из задач которых было снижение запасов на складах. За восемь месяцев 2015 года в структуре Минпрома уровень запасов к среднемесячному объему выпуска не сократился, а увеличился с 188% до 201%.
Еще одно направление — это контрольные мероприятия. Но зачастую это приводит к противоположным от декларируемых эффектам, и даже к коррупции, сказал Рудый.
Среди противоречий ручной системы управления он назвал торможение экономического развития.
«Иногда временная господдержка предприятий становится постоянной. Основным стимулом становится не удовлетворение требований покупателей, а необходимость найти деньги. В результате постоянный доступ к господдержке позволяет скрывать управленческие ошибки, сложно сделать вывод, удался проект или нет, эффективно или неэффективно использовались финансовые ресурсы. Благодаря постоянному льготированию процентных ставок для госсектора ставки для частного бизнеса с большей производительностью труда выше. Для госсектора они менее 10%, в целом рыночная ставка — 35%», — заметил Рудый.
Еще одним противоречием ручного управления является смешение финансов государства и госпредприятий, их господдержка приводит к недофинансированию других отраслей (наука, образование). «В результате такого ручного управления долгами у нас формируется тенденция, когда плохие корпоративные долги, плохие активы банков передаются в Банк развития, а попросту перекладываются на бюджет. Это решает сиюминутные вопросы, но для предприятий консервирует управленческую ситуацию, расслабляет. Они понимают, что можно сделать ошибку, а бюджет себе все заберет. Кредиты превращаются в бюджетные ссуды», — сказал помощник президента. «Размер господдержки по отдельным хронически нерентабельным отраслям сопоставим с годовым местным бюджетом целой области, расходами на здравоохранение или образование», — добавил он.
Ручное управление, по словам Рудого, препятствует снижению инфляции. Нынешний плавающий обменный курс с опозданием, но сказывается на инфляции. «Резервов недостаточно, поэтому переход к плавающему курсу — это приоритет, это важный элемент. Но рыночный валютный курс не может быть в нерыночной экономике. Если мы регулируем цены, депозитные ставки, все факторы производства, но отпустили валютный курс, он — не рыночный, он — нестабильный, мы им не управляем. Вместе с тем опыт Прибалтики, Европы и стран Азии показывает, что они на период реформ, наоборот, курс фиксировали, чтобы это не сказалось на реальных доходах населения, а отпускали позже. Поэтому пока по-разному можно оценивать плавающий курс, который есть у нас», — сказал Рудый.
Как уйти от ручного управления экономикой? «Первое — децентрализация и делегирование полномочий. Второе — разделение финансов государства и финансов госпредприятий», — считает Рудый.
По его мнению, необходимо провести границу для вмешательства государства в финансы госпредприятий. «Национальная безопасность, социальная сфера и естественные монополии — три направления, которые можно отнести к финансам государства. Все, что остается за пределами этих направлений, можно отправить в режим свободного плавания», — полагает Рудый. Что это предполагает? «Это означает, что бюджет не будет давать деньги госпредприятиям, а будет получать кроме налогов еще и дивиденды с госсобственности, как частные компании платят своим собственникам», — пояснил помощник президента по экономическим вопросам.
Повышение финансовой самостоятельности госпредприятий, считает он, приведет к тому, что часть из них, которые окажутся нежизнеспособными без господдержки, видимо, придется санировать, ликвидировать. «Где увидим, что сами не охватим, возможно, придется пойти на приватизацию», — предположил он.
Третий элемент переформатирования – это переход на государственное управление, ориентированное на результат. «Сегодня деньги, которые направили на покупку карандашей, нельзя потратить на приобретение ручек. Пусть тратят на что хотят. Главное, чтобы было написано. Такая система приведет к тому, что зарплата и дальнейшая карьера каждого госслужащего будут напрямую зависеть от выполнения показателей эффективности. Эта система работает в большинстве стран мира», — констатировал Рудый.
Он также отметил, что трансформация ручного управления также должна быть направлена на совершенствование кадрового обеспечения и переориентацию с контроля на аудит.
«Структурные экономические реформы означают смену экономической стратегии. Но это невозможно без смены ручного управления, которое притупляет необходимость реформ. [Действующая модель] дает возможность вручную решать проблемы, скрывать стратегические ошибки, не позволяет делать объективные выводы и, соответственно, проводить реформы. Но сейчас экономика очень изменилась. Раньше ручная модель охватывала все сферы деятельности. Теперь половина экономики частная, есть иностранные предприятия. Часть экономики выходит из-под ручного управления. Поэтому, кроме как институциональных преобразований (разделение ветвей власти, повышение конкуренции, защита прав собственности и так далее), другого выхода нет», — резюмировал Рудый. При этом он констатировал, что «создание институтов — это длительные процесс, связанный с созреванием общества. Необходимо будет даже волевым способом создавать конкуренцию, может быть, даже в противовес действующим игрокам. А то приходят ко мне бизнесмены и говорят, ну вы же рыночник, давайте по-рыночному действовать. А я отвечаю: как так, вы один на рынке, вы не рыночник, а монополист. Свой интерес ставят превыше [общего]», — сказал он.
От общения с журналистами Кирилл Рудый отказался.
Читайте также:
Помощник Лукашенко — за структурные реформы, коллективный либерализм и политическую волю
Александр Заяц / TUT.BY Распечатано с белорусского портала TUT.BY
Опубликовано 25 апреля 2015 в 16:01
Адрес в интернете: http://news.tut.by/economics/445457.html
Помощник Лукашенко - за структурные реформы, коллективный либерализм и политическую волю
Помощник президента по экономическим вопросам Кирилл Рудый в последнее время активно развивает тему структурных экономических реформ. Свои тезисы он пока представляет научному сообществу. Нам показалось, что они могут быть интересны и более широкой аудитории.
|
Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY |
В статье для "Белорусского экономического
журнала" Рудый, в частности, рассуждает о новой
экономической идее. "Для нового экономического рывка
необходимы общественная энергия, морально-психологическая мотивация,
вдохновение, нацеленное не столько на исполнение поручений, сколько на
созидание, создание нового в экономике. Для этого требуется зарядить наиболее
креативную часть общества (ученых, предпринимателей, госаппарат) новой большой
идеей, которая бы объединила весь социум. Такой идеей может стать, например,
"коллективный либерализм", предполагающий не плюрализм
разнонаправленных мнений и движений, а общественную сосредоточенность на
решении конкретной экономической задачи", -
пишет он.
На практике новая экономическая идея выражается в проведении ряда конкретных
реформ. Исходя из опыта зарубежных стран (например, программы "500
дней" в России, "плана Бальцеровича" в Польше, политики
валютного комитета в Болгарии и др.), рекомендаций международных финансовых
организаций (МВФ, Всемирного банка, ЕБРР) в традиционный пакет базовых
преобразований входят либерализация цен, торговли, валютных отношений, развитие
финансового рынка, приватизация, банкротство неконкурентоспособных предприятий
совместно с адресной социальной поддержкой высвобождаемых трудовых ресурсов,
повышение эффективности госрасходов, реформа общей инфраструктуры,
телекоммуникаций, электроэнергетики, развитие дорог, использование водных
ресурсов; создание благоприятного климата для инвесторов,защита прав
собственности, развитие конкуренции и пр.
При этом, как отмечает помощник президента, над этими базовыми реформами может
быть надстройка, которая зависит от особенностей страны, региона, но "принципиально она не оказывает влияния на суть структурных
экономических реформ".
Кто будет реформировать, какие выгоды и издержки?
"Без политической воли не будет ни поддержки,
ни доверия к реформам", - убежден Кирилл Рудый.
Выгоды от структурных экономических реформ в краткосрочном (трех- пятилетнем)
периоде: приток прямых иностранных инвестиций, создание новых
высокопроизводительных рабочих мест. В долгосрочном (двадцатилетнем) периоде
выгоды заключаются в устойчивом умеренном экономическом росте, снижении
инфляции, сближении уровня жизни с развитыми странами, развитии собственной
инновационной системы.
Издержки в краткосрочном периоде: падение реального ВВП, производства,
потребления, рост безработицы, отток рабочей силы за рубеж, инфляция, падение
уровня жизни. В долгосрочном периоде издержками являются: сохранение высокого
уровня безработицы, некоторые колебания уровня производства и потребления.
"Очевидно, что структурные экономические
реформы непопулярны: краткосрочные издержки будут преобладать в восприятии
общества над кратко- и долгосрочными выгодами. В этой связи возникающее желание
растянуть реформы может перерасти в соблазн затормозить их или не проводить
вообще. При этом без проведения реформ улучшение экономической ситуации
маловероятно", - пишет Кирилл Рудый. "Важно понимать цену структурных экономических реформ: снижение
уровня жизни нынешнего поколения ради устойчивого роста благосостояния
следующего поколения", - заключает он.
В целом ответ на вопрос, к чему ведут подобные реформы, помощник президента
формулирует так: "К созданию свободной структуры
экономики, которая формируется не под влиянием теорий, предпочтений и
умозаключений, а из рыночной практики эффективной экономической деятельности. Структурные
реформы создают институты и конкурентные рынки, которые обеспечивают гибкость и
устойчивость свободной структуры экономики".
На днях Кирилл Рудый предстал не перед виртуальной аудиторией, а самой что ни
на есть реальной. Он выступил с докладом "Механизмы реализации
экономической стратегии Беларуси" на конференции в Минске, организованной
Институтом экономики Национальной академии наук. Рудый выделил три
потенциальных механизма реализации стратегии.
Первый – инерционная модель, когда экономика функционирует, как и прежде.
"При этом традиционные внутренние финансовые
источники ускоренного развития белорусской экономики - бюджет и государственные
банки - испытывают структурные трудности с финансированием и ликвидностью, что
выражается в хронической инфляции и дорогих деньгах. Внешние источники – прямые
иностранные инвестиции - ограничены старыми долгами и инвестиционными рисками.
Все это может привести к долгосрочному замедлению экономики",
- сказал помощник Лукашенко.
Еще один механизм – ручное проведение структурных реформ. "В этом случае ставка делается на отдельные виды промышленности,
где очевидна отдача. Самый главный риск состоит в том, что ручное проведение
реформ субъективно. Можно совершить ошибку при выборе приоритетных отраслей.
Сегодня растут биотехнологии, а завтра драйвером может оказаться то, что нам
сегодня вообще неизвестно", - отметил Рудый.
Как показалось корреспонденту TUT.BY, помощнику президента больше симпатичен
механизм проведения структурных реформ путем улучшения работы институтов и
развития конкуренции. Такой подход может обеспечить среднегодовой уровень
прироста ВВП на 5%.
Тут возможны два варианта. За основу можно взять китайскую модель, которая
основана на опыте Сингапура и Кореи. Эта модель предполагает поступательность
реформ от более легких к более сложным, путем проведения экспериментов,
преобразований в индустриальной сфере, дифференциации доходов, конкуренции
рабочей силы, трансферта технологий. В итоге китайская экономика достигала
8-10% процентов прироста в год, валютные резервы стали крупнейшими в мире. Но в
последние годы темпы роста снизились до 7%. "Китайскую модель часто сравнивают с велосипедом: устойчив, пока
едет. Пока идут реформы обеспечивается устойчивый рост",
- сказал Рудый.
Более интересным Рудому видится опыт восточноевропейских стран (Польша, Чехия,
Болгария), где приватизация, банкротство неэффективных госпредприятий,
либерализация цен, сокращение государственных расходов и активизация малого
бизнеса оказали положительное влияние на уровень человеческого развития этих
стран. "Чем активнее проводились реформы, тем быстрее
развивались эти страны", - сказал Рудый.
В заключение своего доклада помощник президента сказал, что в кулуарах часто
слышит скептицизм по этим вопросам, мол, все эти стратегии оставляют ощущение
нереальности. Поэтому он позволил привести цитату из японской газеты Japan
Herald за 1881 год: "Мы не думаем, что Япония
когда-либо разбогатеет: [этому
препятствуют преимущества, дарованные природой, а также любовь японского народа
к праздности и удовольствиям]. Японцы - счастливый народ, и, будучи удовлетворенными тем
немногим, что имеют, они вряд ли многого достигнут".
Аудитория оценила тонкий посыл высокопоставленного чиновника. От общения с
журналистами Кирилл Рудый отказался.
Распечатано с белорусского портала TUT.BY
Чтобы читать и оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться
Популярное