
№15 (1197), 24-230 апреля 2016 г.
http://belmarket.by/ru/369/192/28659
генеральный директор Республиканской лесопромышленной ассоциации (РЛПА) Валерий АЛЕКСАНДРОВИЧ
Эффективность лесопромышленного комплекса подрывает соединение в одном лице собственника и регулятора отрасли.
По какой-то неведомой причине у белорусских чиновников часто срабатывает инстинкт собственника. Государственное предприятие они воспринимают как свое, а частное — как конкурента. Из этого проистекают и отличия в отношении к организациям разных форм собственности. Госпредприятия могут рассчитывать на преференции и дотации, а частникам зачастую приходится сталкиваться с теми или иными ограничениями и препятствиями.
Дремуч не лес. Неравные условия хозяйствования отчетливо заметны уже на этапе лесозаготовки. Государство в лице Минлесхоза и его структурных подразделений, сформировав впечатляющий парк лесозаготовительной техники, упорно пытается перераспределить рынок лесозаготовительных работ в свою пользу. Сейчас на балансе Минлесхоза более 180 харвестеров, 250 форвардеров и 600 лесовозов.
По нашему глубокому убеждению, структуры министерства должны заниматься исключительно лесным хозяйством, направлять и контролировать работы подрядных организаций на условиях аутсорсинга. Это должно коснуться в первую очередь таких видов деятельности, как заготовка, вывозка и переработка древесины. Допуск к перечисленным работам необходимо выдавать (причем без каких-либо льгот и преференций) профильным предприятиям независимо от формы собственности и подчиненности. Единственными критериями отбора подрядчиков должны быть наличие современного оборудования и его эффективное использование. Такой подход значительно повысит экономическую отдачу отрасли.
Пока же мы наблюдаем обратное. Лесхозы потратили огромные деньги на закупку машин, которые много стОят и много стоЯт. Техника просто не отрабатывает вложенные в нее средства. Расходы на приобретение машин (цена харвестера — от 250 тыс. долларов), их обслуживание, а также на выплату заработной платы операторам частично (в виде дотаций) приходится покрывать бюджету, а частично — потребителям древесины. В итоге, несмотря на обилие леса в Беларуси, этот стратегический ресурс является слишком дорогим для переработчиков, поэтому некоторые из них предпочитают даже импортировать сырье.
Как правило, именно государственным лесозаготовительным структурам выделяют наиболее доступные лесосеки, тогда как частным предлагают участки по остаточному принципу, в основном удаленные и труднодоступные. Белорусские лесопромышленники готовы работать и с таким лесом, но… как следовало из недавнего доклада министра лесного хозяйства Михаила Амельяновича, в 2015 году освоено только 77 % расчетной лесосеки. Министерство попросту решило придержать лес, так как цены внутреннего рынка показались чиновникам недостаточно привлекательными.
Частные лесозаготовительные организации бьют тревогу: распоряжение лесными ресурсами по принципу «хочу — продаю, хочу — нет» несовместимо с бизнес-планированием и развитием компаний.
Приснопамятный миллиард. Неравные условия хозяйствования характерны и для деревообрабатывающей промышленности. «Тепличные» они у предприятий государственной формы собственности, которым в течение многих лет предоставляется льготное бюджетное финансирование и в первоочередном порядке выделяется сырье. На слуху у всех миллиард долларов, инвестированный государством в крупнейшие белорусские ДОКи. Сегодня это предприятия с многомиллиардными долгами и заваленными продукцией складами. Можно только представить, каких результатов добилась бы отрасль, если бы такие средства вкладывались в частные компании! Ведь они и сегодня, в условиях жесткой конкурентной борьбы и трудностей с доступом к сырью, демонстрируют высокие экономические результаты практически без помощи государства.
В составе РЛПА более ста частных предприятий лесозаготовки и деревообработки. Они вкладывают немалые деньги в развитие, модернизацию оборудования и закупку технологий, что позволяет производить конкурентоспособную продукцию в формате безотходного производства. Разумеется, прежде чем инвестировать во что-то, частник семь раз оценит и проанализирует эффективность вложений, а также заранее позаботится о сбыте продукции.
Программы развития государственных предприятий зачастую верстаются по принципу «давайте начнем производить, а потом определимся со сбытом». Именно такая тактика привела к коммерческому провалу крупнейших ДОКов страны, в которых были созданы дублирующие производства без учета возможностей сбыта.
Не блещут результатами и открытые при лесхозах цеха деревообработки. Дорогое сырье и низкая производительность формируют значительную затратную часть, что подрывает конкурентоспособность. При этом на производство продукции с низкой степенью обработки, например полетной доски, нередко направляется высококачественное сырье, что, разумеется, трудно назвать рациональным подходом.
Это еще один аргумент в пользу разделения функций по ведению лесного хозяйства и промышленному использованию лесоресурсов. Летом 2006 года президент Беларуси дал поручение предоставить деревообрабатывающим цехам Минлесхоза юридическую самостоятельность и вывести из-под юрисдикции министерства. Вот только чиновники почему-то не спешат с реформой и выполнением наказа главы государства.
Рынок определит лучших. Практика доказала, что в лесопромышленной и деревообрабатывающей отраслях частные предприятия работают более эффективно, нежели государственные. Тем не менее, мы не утверждаем, что только частники имеют право на существование. Будучи собственником, государство вольно самостоятельно принимать решения о создании активов в той или иной отрасли.
Одинаковые условия деятельности для субъектов всех форм собственности устранят искажение в конкурентной борьбе и помогут рационально использовать лес как стратегический национальный ресурс. Чиновнику должно быть безразлично, с каким предприятием он работает: частным или государственным. Главное, чтобы деятельность этого предприятия была эффективной, чтобы создавались рабочие места, уплачивались налоги.
Еще раз подчеркнем, основная задача чиновника — формирование благоприятных условий для развития отрасли. В лесопромышленном секторе таким условием является равный доступ к сырью, к его заготовке и переработке.
© ЗАО
"Медиарынок", 2016 г. Все права защищены.
При использовании материалов сайта ссылка (для Интернет-изданий -- гиперссылка)
на источник обязательна.
Чтобы читать и оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться
Популярное