
НОВЫЙ ЗАВОД СВЕТЛОГОРСКОГО ЦКК ДОЛЖЕН ВСТУПИТЬ В СТРОЙ В СЛЕДУЮЩЕМ 2016 ГОДУ
Автор: Александр ЦЫБУЛЬСКИЙ, Фото автора, Фото из архива
Дата публикации: 17.12.2015
В следующем году должен вступить в строй действующих новый завод Светлогорского ЦКК. Предприятия Министерства лесного хозяйства ждут его запуска с особым нетерпением. И одновременно с некоторой тревогой. Ведь именно на это предприятие будет поставляться тот объем древесины, который теперь экспортируется за рубеж в круглом виде. А это ни много ни мало более 2 млн кубометров в год. Когда заработает предприятие? Какие требования будут предъявляться к сырью? Не будет ли проблем со сбытом продукции и, следовательно, с оплатой? Вполне естественно, что в ходе выездной коллегии, которая прошла на Гомельщине в конце ноября, ее участники посетили предприятие и оценили уровень технологического оснащения, его готовность к работе, пообщались с руководством и обсудили возможные проблемные вопросы. Лучше, согласитесь, решить их до начала работы, чем потом создавать себе и другим дополнительные проблемы.
Участников коллегии приветствовал генеральный директор Светлогорского ЦКК Юрий Крук. Он напомнил, что старт строительству нового завода был дан в августе 2012 года, когда Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко подписал Указ № 391. В соответствии с ним для строящегося завода был отведен земельный участок. На этой площадке находилось 34 га лесных насаждений, их рубкой занялись работники Светлогорского лесхоза, потом была раскорчевка — словом, потрудиться пришлось немало. Только площадь застройки составляет 83 га, а общая площадь всей стройплощадки превышает 115 га. Стоимость проекта — более 800 млн долларов. На сегодняшний день основные строительно-монтажные работы, которые вели китайские работники, в целом завершены. Теперь идут наладочные работы для выпуска пробной продукции.
Что же представляет собой данное предприятие? Самая главная площадка, по словам генерального директора, — это сырьевая биржа баланса, площадь которой больше, чем площадь всего строящегося объекта. В древесно-подготовительном цехе установлено два окорочных барабана. Будут работать две рубильные машины, что позволит перерабатывать как лиственную, так и хвойную древесину, поскольку для производства целлюлозы будут использоваться оба ее вида. Общий годовой объем перерабатываемой здесь древесины — около 2,3—2,4 млн плотных метров кубических балансов, что позволит производить 400 тыс. тонн целлюлозы.
Юрий Андреевич детально рассказал об особенностях технологии создающегося здесь производства, подробно остановившись на каждом участке технологического процесса. Особое внимание он обратил на то, что уровень производства на строящемся заводе будет отвечать самым современным требованиям и отличаться большой экономичностью. В частности, за счет вторичного пара будет загружена собственная мини-ТЭЦ, на которой установлен парогенератор максимальной мощностью 70 мегаватт. Здесь же на опилках, отходах от окорки и шламе, сжигаемом после очистных сооружений, будет работать котел-утилизатор. Мощность по пару — порядка 350 тонн в час, а котла-утилизатора — 75 тонн в час. Температура пара — 490 0С и 92 атмосферы давления. За счет этого вращается турбина, которая обеспечивает практически все производство электроэнергией и паром. Для новой заводской площадки будет поставляться порядка 40 мегаватт, и 20 мегаватт будет использоваться на старой площадке. Это очень важно, поскольку, по словам Юрия Андреевича, позволит Светлогорскому ЦКК уйти от зависимости от местной ТЭЦ, услуги которой сегодня съедают львиную долю выручки предприятия.
Что касается химикатов, то благодаря работе участка регенерации примерно 95—96 % их будет возвращаться опять на варку. Это очень высокий процент. То есть фактически при пуске предприятия надо будет закупить их, запустить производство и дальше, с увеличением мощности, завод выйдет почти на полное восстановление химикатов. За счет этого проект является полностью окупаемым и технологически соответствует самым современным требованиям. Сегодня в мире по данной технологии варится около 80 млн тонн целлюлозы. Светлогорцы провели тендер на реализацию своей будущей продукции. В нем участвовало девять крупнейших трейдеров: и американцы, и шведы — словом, известные мировые компании. Но особый интерес он вызвал у европейцев. В результате контракт на выбор 400 тыс. тонн целлюлозы выиграли шведы.
— У нас вся технологическая цепочка смонтирована из оборудования одной компании — АNDRITZ, — утверждает Юрий Крук. — Мы, пожалуй, единственные, кому удалось за китайские деньги купить такой большой объем европейского оборудования.
По словам Юрия Крука, в настоящее время в мире действует только три подобных предприятия. Мы уже говорили, что на его строительство в Светлогорске инвестировано около 800 млн долларов. Естественно, что такие дорогостоящие предприятия строятся на кредитные деньги. И Светлогорский — не исключение. Кредит выделил один из банков Китая. Обычно такие кредиты бывают связанными, то есть в договоре о выделении денег оговариваются определенные условия, например, покупка на них оборудования — у конкретного местного производителя, в данном случае китайского.
Однако на этот раз таких условий в кредитном договоре не было, и вся технологическая линия была закуплена у известного австрийского производителя — фирмы АNDRITZ. Добиться кредита на таких условиях в наше время — большая редкость. Они, скажем так, более благоприятные, и белорусы могли диктовать определенные условия при закупке оборудования.
Поэтому можно, без преувеличения, сказать, что это предприятие — суперсовременное. На постсоветском пространстве аналогов ему нет. Юрий Андреевич утверждает, что строящийся в Светлогорске завод — единственный на территории бывшего Советского Союза так называемый гринфилд (зеленое поле), который строится с нуля. Проектом предусмотрены собственные очистные сооружения для очистки ливневых стоков. Здесь же будут созданы и ливневые очистные сооружения для старой заводской площадки. Парадоксально, но при пуске завода еще в советские времена они просто не были предусмотрены… И только теперь, с учетом современных экологических требований, эта проблема будет решена.
Валютоокупаемость этой заводской площадки составит 7—8 лет, а маркетинговые службы ориентированы прежде всего на экспорт. Тем более что спрос на такую продукцию в мире высокий. Кроме того, благодаря запуску завода будут удовлетворяться потребности в беленой целлюлозе предприятий концерна «Беллесбумпром», а это ежегодно 60—70 тыс. тонн, благодаря чему будут экономиться немалые валютные средства.
Кроме того, на новой площадке Светлогоского ЦКК будет производиться вискозная целлюлоза. Сегодня прорабатывается вопрос модернизации производств ОАО «Могилевхимволокно», где предполагается производить 82 тыс. тонн штапельного волокна и будет востребовано именно это сырье.
Еще один важный момент. Фактически на одной технологической цепочке будет перерабатываться и лиственная, и хвойная древесина, говорит Юрий Крук. А еще — диверсифицированы риски по товарным направлениям. Так что здесь есть возможность для маневра, и это в общем-то неплохой технологический вариант.
Естественно, что руководство Минлесхоза интересовали перспективы дальнейшего сотрудничества с предприятием. Цена на балансовую древесину, заложенная в бизнес-плане, лесоводов вполне устраивает. Естественно, что не могла не обсуждаться и проблема взаиморасчетов. Ведь не секрет, что сегодня долги светлогорцев перед поставщиками баланса внушительные. Как же они будут запускать новое производство? Однако Юрий Андреевич заверил, что на эти цели деньги выделены «Беларусбанком». Поэтому проблем с оплатой, уверен руководитель Светлогорского ЦКК, не будет. Тем более что продукцию, которая еще даже не произведена, как уже говорилось, готовы купить хоть сейчас.
Стороны обсудили возможности ритмичной поставки продукции на предприятие. Учитывая, что объем ежедневной переработки — 145 вагонов стандартных балансов диаметром от 6 до 24 см стандартной длины, это крайне необходимо. Единственная проблема, которая волнует сегодня руководство Светлогорского ЦКК, — выгрузка древесины. Оно заинтересовано в доставке сырья не полувагонами, а железнодорожными лесовозами по нескольким причинам. Во-первых, это заметно снижает время на их разгрузку, несмотря на то, что железнодорожный вагон перевозит почти в два раза больше древесины, чем полувагон. Во-вторых, снижает затраты лесхозов на стойки, проволоку и т. д. В-третьих, на заводе работают две рубильные машины, и если проволока, которая используется для увязки древесины в полувагонах, попадает на ножи, то производство останавливается.
Еще одно требование переработчиков — хвойная и лиственная древесина должна поступать на предприятие раздельно, поскольку к их переработке предъявляются разные требования. Впрочем, на предприятии могут перерабатывать и техсырье, но оно тоже должно поступать на переработку отдельно — хвойное и лиственное.
Кроме того, Юрий Крук отметил, что запас лиственной древесины на предприятии не должен превышать 10-дневную потребность в сырье, хвои — 13-дневную, а щепы рубленой — двухнедельный запас. Для производства беленой целлюлозы это считается оптимальным сроком. Его превышение потребует больше химикатов на отбеливание и т. д., что в условиях жесткой конкуренции, мягко говоря, нежелательно.
Естественно, всех интересует главный вопрос: когда же заработает новый завод? Вообще-то первоначально он должен был начать выпускать продукцию уже в нынешнем 2015 году. Но…
Тем не менее монтаж оборудования уже завершается, а дальше — пусконаладочные работы. Поэтому в марте — апреле, убежден Юрий Андреевич, он должен выпустить первую продукцию.
И последнее. Сегодня на старом заводе в Светлогорске работает 2100 человек, и они производят продукции на 70 млн долларов. На новом предприятии будет трудиться 380, а объем производства продукции составит почти 450 млн долларов. Как говорится, почувствуйте разницу…
Чтобы читать и оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться
Популярное