
Депутаты Палаты представителей приняли законопроект о принятии в первом чтении проекта Лесного кодекса Беларуси. Необходимость корректировки основополагающего документа лесной отрасли обусловлена в первую очередь тем, что за 14 лет, прошедших с момента вступления в силу действующего Лесного кодекса, многое изменилось в системе лесного хозяйства и в стране в целом.
Что же предлагает новая редакция Лесного кодекса? Об этом читателям «Белорусской лесной газеты» рассказала Наталья Климович, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы, которая курирует работу по внесению изменений и дополнений в новый законопроект.
— Наталья Анатольевна, скажите, пожалуйста, чему в новой редакции кодекса уделено особое внимание?
— Прежде отмечу, что актуальность принятия нового Лесного кодекса обусловлена тем, что настала необходимость совершенствовать лесное законодательство с учетом практики его применения и привести отдельные его положения в соответствие с другими законодательными актами страны. Значительные изменения кодекс претерпел прежде всего в части распределения полномочий субъектов отношений в области охраны, защиты и воспроизводства лесов. Новым Лесным кодексом планируется расширить полномочия Президента, Правительства, Министерства лесного хозяйства, а также местных исполнительных и распорядительных органов. Полномочия Президента Республики Беларусь расширены в части установления порядка и критериев отнесения лесов к группам и категориям защитности, утверждения положения о государственной лесной охране Республики Беларусь, осуществления иных полномочий в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и действующими законами. Правительство наделено полномочиями по установлению такс на второстепенные лесные ресурсы, побочное лесопользование и другие виды лесопользования. В новой редакции кодекса Министерству лесного хозяйства предоставлены дополнительные полномочия в части утверждения порядка выполнения работ по содержанию лесных насаждений вдоль республиканских автомобильных дорог, типовых форм договора аренды участков лесного фонда и другие.
— Распределение лесов на категории защитности также претерпело изменение? Расскажите об этом подробнее.
— В целях оптимизации системы учета земель лесного фонда предлагается объединить отдельные категории защитности в зависимости от их целевого назначения и установления в таких категориях защитности режима ведения хозяйственной деятельности. К примеру, предложены следующие категории защитности: леса особо охраняемых природных территорий, леса генетических резерватов, научного и историко-культурного значения, государственного радиационно-экологического заповедника, оздоровительные леса, леса лесохозяйственных частей зеленых зон вокруг городов и других населенных пунктов, санитарно-гигиенические леса, курортные леса, водоохранные леса. В такой редакции категории защитности были представлены к первому чтению. Сейчас возможны изменения.
— Какие нововведения вызывают наибольшие обсуждения у специалистов и общественности?
— Самые обсуждаемые изменения, которые предполагается предусмотреть в Лесном кодексе, и, подчеркну, не всегда понимаемые общественностью, касаются изменения размера защитных полос вдоль дорог. Если раньше лесозащитная полоса вдоль железнодорожного полотна составляла 500 метров, то теперь это защитные леса шириной 100 метров, то же и в отношении автомобильных дорог: было 250 метров, стало 100. Соответственно, сократится доля лесов первой группы и увеличится объем расчетной лесосеки, что немаловажно для экономики страны. Судите сами, в связи с сокращением защитных полос до 100 метров площадь лесов первой группы может сократиться на 325,1 тыс. га, расчетная лесосека может увеличиться на 437,9 куб. м, в том числе по хвойному хозяйству на 233,5 куб. м. К тому же если учесть, что, по словам специалистов лесного хозяйства, леса наши прирастают в большей степени, нежели мы их используем, то такие изменения вполне оправданны.
— Будет ли ужесточена ответственность за причинение вреда лесному фонду?
— Пересматриваются правовые нормы относительно привлечения к ответственности за нарушение законодательства об использовании, охране и защите леса, вопросы ограничения и прекращения лесопользования. Ужесточаются позиции, согласно которым может прекратиться право лесопользования, например, это будет зависеть от того, произведены ли были взаиморасчеты за лесопользование, оплачена ли вовремя та или иная процедура. Вводится конкретный перечень запретов хозяйственной и иной деятельности на территории лесного фонда. В частноcти, в лесном фонде запрещается осуществление отдельных видов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на лес или приводящей к его уничтожению. К примеру, это мойка транспортных средств, размещение скотомогильников, загрязнение бытовыми и промышленными отходами, продуктами жизнедеятельности скота, сброс сточных вод, выгрузка снега с содержанием песко-соляных смесей и противогололедных реагентов, организация свалок, устройство лагерей для сельскохозяйственных животных.
— Кто будет осуществлять основной контроль за соблюдением лесного законодательства?
— В кодексе будет определен четкий перечень государственных органов, которым предоставят право контроля в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
— Первое чтение состоялось. Какая работа ведется на данном этапе?
— Сейчас работа находится на этапе подготовки ко второму чтению. Поясню: после того как министр лесного хозяйства представил в первом чтении новую редакцию Лесного кодекса, над которой работала специально созданная рабочая группа, идет работа группы, куда входим мы, профильные министерства, смежные ведомства, специалисты различного профиля и юристы, над каждым термином, над каждой фразой, над каждым словом Лесного кодекса. Поэтому естественно, что на данном этапе возможно внесение множества изменений и дополнений, к примеру, предлагается предусмотреть вопросы, касающиеся побочного лесопользования, заготовки второстепенных лесных ресурсов. В новом Лесном кодексе вы не найдете раздела по охотничьему хозяйству, поскольку эта деятельность регламентируется отраслевыми нормативами. Отдельно прописаны правила нахождения в лесу иностранных граждан и многое другое. В процессе работы группы могут быть высказаны новые мнения по отдельным вопросам, которые будут обсуждаться и возможно войдут в кодекс. Поэтому самая активная работа ведется сейчас, когда идет детализация документа. На данном этапе все изменения изучаются заинтересованными ведомствами. Возможно, будут возникать разночтения, но на заседаниях рабочей группы будем находить компромиссные решения.
Согласно регламенту Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь от первого чтения до второго не должно пройти больше года. Мы планируем, что уже на весенней сессии, возможно, будет представлен на утверждение новый Лесной кодекс.
— Наталья Анатольевна, вы подробно ознакомились с действующим Лесным кодексом, сейчас анализируете его новую редакцию, какое впечатление при этом произвел на вас свод лесных законов?
— По моему мнению, кодекс достаточно жесткий, в нем учтено все до мелочей. Проект четко, с учетом практики применения лесного законодательства предусматривает уточнение полномочий, прав и обязанностей субъектов отношений в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также в части деления лесов по группам и категориям защитности. Мы все добиваемся сохранности и приумножения нашего природного достояния и увеличения экономического эффекта от его использования. Главное — усилить охрану, защиту и воспроизводство леса, сохраняя для потомков сокровищницу нашего биологического разнообразия. В этом — цель нашей кропотливой работы.
Наталья Целитан, БЛГ
Чтобы читать и оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться
Популярное