Несмотря на то что некоторые белорусские машиностроительные заводы отмечают солидные юбилеи, производство многооперационных лесных машин для нашей страны направление довольно молодое. Первые харвестеры отечественного производства сошли с конвейера 7—8 лет назад, хотя в Западной Европе они активно производятся с 60-х годов прошлого века. Но на постсоветском пространстве Беларусь лидирует как по ассортименту, так и по объему выпуска лесных машин. Это очень перспективный рынок, и у белорусских производителей за счет мощной базы есть все шансы занять на нем достойное место, уверен главный конструктор специального производства ПО «МТЗ» Владимир КОРОБКИН. На днях руководство МТЗ приняло решение с 2014 года сконцентрировать силы на проектировании и серийном производстве техники для лесного хозяйства.

— Владимир Андреевич, чем была вызвана пауза в разработке лесных машин длиною в несколько лет и почему именно сейчас это направление снова решили возобновить?
— Исторически сложилось так, что Минский тракторный завод занимался созданием тракторной техники преимущественно для сельского хозяйства. Это наш главный приоритет. И на протяжении последних 5—7 лет мы реализовывали крупный государственный проект по обеспечению сельхозпредприятий энергонасыщенными современными тракторами мощностью до 350 л. с. Это огромная работа, поскольку ранее такая техника у нас в стране не выпускалась. Все силы были брошены на достижение этой цели. Поскольку эта техника собирается на том же конвейере, что и лесная, производство сложной лесной техники пришлось свернуть. Теперь, когда мы обеспечили мощными тракторами аграриев, решено снова активизировать конструкторские работы и непосредственно выпуск машин для леса.
— Речь идет о тех образцах, что уже в серийном производстве, или о выпуске новых моделей?
— В 2014 году мы планируем возобновить производство серийных лесных машин и создать опытные образцы еще трех машин. У нас есть несколько моделей новой техники, работа над которыми была заморожена практически на завершающей стадии. То есть это уже почти опытные образцы, которые мы сможем отправить на испытания уже в следующем году.
— Давайте поподробнее остановимся на них. Для каких работ предназначены эти машины?
— Работа нашего конструкторского бюро ведется по двум основным направлениям — создание комплекса машин для лесозаготовок и для производства топливной щепы. То есть речь идет не об отдельных единицах техники, а о целой серии машин, способной обеспечить полный цикл производства лесной продукции. Есть среди них принципиально новые разработки. К примеру, на завершающей стадии находятся работы по созданию опытного образца легкого харвестера для рубок ухода, у которого будут поворачиваться все четыре колеса. Аналогов такой машине на постсоветском пространстве пока нет. До этого такая техника выпускалась с поворотной рамой, как все работающие в Беларуси харвестеры. Благодаря повороту колес на обеих осях машина будет очень маневренной. К примеру, она сможет ездить даже по диагонали, если одновременно повернуть все колеса в одну сторону. Для рубок ухода, при проведении которых оператору приходится работать в очень стесненных условиях, маневренность имеет принципиальное значение. Благодаря этому можно отказаться от прорубки технологических коридоров. Это одно из требований, которые предъявляют нам специалисты лесного хозяйства.
— Когда вы планируете создать опытный образец такой машины?
— К концу 2014 года мы постараемся отправить машину на испытания. Параллельно на базе форвардера МЛПТ-344 с колесной формулой 4К4 ведется разработка харвестера с гидростатической трансмиссией для рубок ухода. Эта машина относится к среднему классу, но она способна работать с деревьями диаметром до 520 мм, что позволяет применять ее и на главном пользовании. Эксплуатация форвардера показала, что привод 4К4 с большим радиусом колес в условиях леса во многих случаях обеспечивает лучшую проходимость, чем база 6К6 с колесами меньшего диаметра, как на импортной технике.
— В 2009 году на испытаниях в Толочинском лесхозе и в Республике Коми находился комплекс машин (форвардер и харвестер) производства МТЗ. Планируете ли вы продолжить разработку многооперационной техники для главного пользования?
— На харвестеры МЛХ-434 и форвардеры МЛ-364 в перспективе будет устанавливаться современная кабина, более комфортная и с улучшенным обзором, вместо гидромеханической трансмиссии будет использоваться гидростатическая, а также планируем устанавливать современные гидроманипуляторы. Новая трансмиссия, основанная на гидростатическом приводе, дает ряд преимуществ. Во-первых, она позволяет плавно приводить машину в движение лишь нажатием педали газа. Не нужно постоянно переключать рычаги — руки оператора могут быть заняты управлением манипулятора или харвестерной головки с помощью джойстика. Во-вторых, такая трансмиссия позволяет применять современные системы, к примеру антипробуксовочную, что значительно увеличивает проходимость.
— Над чем работает конструкторское бюро в части создания машин для био- энергетики?
— В настоящее время в Стародорожском опытном лесхозе прошли эксплуатационные испытания новой высокопроизводительной рубильной машины МР-100. На ней установлен двигатель мощностью 303 л. с. и рубильный модуль JENZ. Управление машиной производится оператором из кабины трактора, что позволяет работать при любых погодных условиях. Серийно заводом выпускаются рубильные машины МР-25 и МР-40, а также щеповоз со сменными контейнерами, оснащенный системой мультилифт. В настоящее время для энергетических целей во всем мире активно используются порубочные остатки. В Беларуси их применение ограничено прежде всего нехваткой специализированной техники, и мы пытаемся эту нишу заполнить. К примеру, на выставке «Лесдревтех-2013» мы представили опытный образец тракторной тележки для перевозки порубочных остатков. Она оснащена раздвижными боковыми бортами, которые с помощью гидравлики способны спрессовывать отходы лесозаготовки, увеличивая их плотность в несколько раз. Таким образом, машина перевозит сырье, а не воздух.
— На протяжении нескольких лет Минский тракторный завод работал над созданием канатной дороги для освоения труднодоступных лесосек. На каком этапе сейчас находится эта работа?
— Мы вплотную подошли к изготовлению опытного образца канатной дороги, которая будет агрегатироваться с серийным трактором МТЗ, имеющимся в каждом лесхозе. Канатная установка позволит белорусским лесозаготовителям освоить совершенно новую технологию заготовки древесины на заболоченных участках, где не пройдет никакая колесная техника. Тросы канатной дороги с одной стороны крепятся на мачте установки, с другой — на дереве, которое может располагаться на расстоянии до 200 метров. Пакет древесины весом до 1,2 тонны перемещается по системе тросов на весу или частично касаясь земли. Так можно трелевать и сортименты, и несколько деревьев целиком. Прежде всего такая техника пригодится для заготовки черной ольхи, которая, как правило, растет на участках с сильным увлажнением почв. Испытания канатной дороги пройдут в середине 2014 года на базе одного из лесхозов. Параллельно будут отрабатываться и технологии заготовки древесины таким способом, поскольку в лесхозах он пока не используется.
— Сколько времени потребуется, чтобы полностью восстановить на МТЗ лесное машиностроение?
— Конечно, мы потеряли время, а наши конкуренты не спали. Но, как говорится, нет худа без добра. В этот период конструкторское бюро активно работало над созданием узлов и деталей лесных машин на базе серийно освоенных в тракторном производстве. И в этом наше большое преимущество. Взаимозаменяемость элементов лесной и сельскохозяйственной техники нам очень выгодна, поскольку есть возможность загрузить производство. Выгодна она и потребителю, как в случае самостоятельного ремонта, так и при обращении в сервисную сеть. Но главное, каждая новая машина — это шаг к созданию следующей. У отечественного лесного машиностроения создана достаточная база, которая уже в ближайшем будущем позволит устранить те пробелы, которые сегодня есть на рынке лесной техники.

БЛГ №51 от 19.12.2013г , автор: Евгений ЖИБУЛЬ

Чтобы читать и оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться