
Eженедельная
аналитическая газета для деловых людей
Манифест для бизнеса
№41 (1223), 5-11 ноября 2016 года
http://belmarket.by/ru/395/16/31326
Валентина ВЕШТОРТ
БИЗНЕС НУЖНО ЗАЩИЩАТЬ ОТ СИЛОВОГО ДАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА, УВЕРЕН КИРИЛЛ РУДЫЙ. ФОТО NN.BY
Экономическая реформа в Беларуси нужна только бизнесу, и только он может стать ее двигателем, преодолевая сопротивление власти и населения. Таков лейтмотив выступления экспомощника президента, а ныне посла нашей страны в Китае Кирилла Рудого, которое стало главной сенсацией прошлой недели.
Выступление прозвучало на ежегодном «Кастрычніцкім эканамічным форуме», тема которого в этом году была сформулирована как «Реформы для вовлекающего роста». Мероприятие, организованное Исследовательским центром Института приватизации и менеджмента при участии Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC), Центра социально-экономических исследований CASE Belarus и Ассоциации европейского бизнеса, прошло 3—4 ноября в Минске.
Речь Кирилла Рудого, во многом построенную на иносказаниях и аллегориях, уже успели окрестить «манифестом реформаторов» и предвестником «перестройки».
К слову, иносказательность и аллегоричность были неотъемлемыми чертами выступлений всех представителей власти. Складывается впечатление, что чиновники соревнуются в том, кто найдет больше синонимов к словам «кризис» и «реформы», порождая тем самым многословие и туманность своих речей и давая пищу для толкования экспертам и СМИ.
Бизнес должен почувствовать личную ответственность за судьбу страны перед лицом кризиса, консолидироваться и двинуть вперед экономику, полагает, по мнению «БР», Кирилл Рудый. При этом он проводит параллель с единением советского народа в годы Великой Отечественной войны. Тогда власть ослабила репрессии «перед лицом общего врага» и тем самым пробудила в людях личную инициативу и «навыки свободы». Благодаря этому народ смог «компенсировать паралич и беспомощность руководства».
Такую же задачу, по мнению экс-помощника президента, может сегодня выполнить и бизнес.
Правда, полного отсутствия «репрессий» со стороны государства ожидать не стоит. По мнению Кирилла Рудого, бизнесу придется защищаться «от силового давления государства», которое «в это сложное времяусугубляет ситуацию». «У нас количество административных дел по экономическим статьям за 2015 год выросло с 9 тыс. до 13 тыс., а взыскания накладываются по 9 из 10 дел, попавших в суд. Можно пробовать обжаловать силовые действия, но таких попыток каждый год все меньше, и удовлетворяются единицы», — аргументировал он свою точку зрения. «Чтобы экономика восстановилась, она должна защищаться», поэтому стране нужна армия высококвалифицированных юристов, уверен К. Рудый.
Государство будет оказывать сопротивление экономическим реформам (читай: экономическому росту) потому, что «вышестоящий экономист имеет меньше стимулов решать проблемы бизнеса, чем сам бизнес». Сложно сказать, кого в данном случае имел в виду дипломат: президента, премьер-министра или правительство как собирательный образ. Как, впрочем, могут быть разночтения в понимании определения «экономисты», против которых ополчился в своем выступлении Кирилл Рудый. Эта категория людей сегодня неспособна повлиять на рост экономики, поскольку в принципе «не заточена» на это. Они сосредоточены на том, чтобы сохранить все как есть любой ценой. В данном случае эта цена — рост госзаймов. «Продавцы гособлигаций» — так назвал этих экономистов Кирилл Рудый. Их действия в экономике, совершаемые «исходя из собственного здравого смысла» вносят хаос. Вместо того чтобы «дирижировать», они начинают играть в оркестре. Они молчат «от лояльности» там, где нужно признать горькую правду, вместо того чтобы предупредить «от патриотизма». Да и полномочий на принятие решений им никто не дает: «они концентрируются наверху».
Что до роста прошлых лет, который теоретически можно было бы поставить в заслугу «экономистам», то «нам просто везло», уверен Кирилл Рудый: «Наша экономика росла вместе с ростом сырьевых рынков (калий, нефть) и российского рынка».
Обществу тоже не нужны ни реформы, ни рост, ни сами экономисты. Население в большинстве своем не видит никакого кризиса. Старшее поколение потому, что для них снижение доходов не трагедия, ведь главное — «чтобы не было войны». Среднее помнит 90-е и тоже знает, что бывало и хуже. То, что «хуже некуда», считает только младшее поколение, представители которого поездили по миру и приобрели другие ценности, но их голос пока тих и слаб. «Если нет общего ощущения кризиса, то нет и политической воли из него выйти», — резюмировал экс-помощник президента.
По мнению Кирилла Рудого, белорусское общество закодировано, ограждено «культурными барьерами»: «потребительское отношение к инвесторам, к государству и друг к другу, приоритет равенства над богатством, ориентация на советское прошлое, гигантомания, мотивация угрозами (взывание к инстинктам, а не к здравому смыслу), уклонение от ответственности и болезненных решений».
Избавление от этих стереотипов должно стать целенаправленной работой социологов, уверен экс-помощник президента.
Такая вот коллективная неготовность к реформам, по мнению Кирилла Рудого, дорого обойдется государству и обществу. Экономика падает из-за того, что нет реформ, а предпринимаемые действия только усугубляют ситуацию. Нет грамотных социологов, поэтому люди не знают, что рост безработицы на 1 % ведет к росту самоубийств на 1,3 %, а наше падение «при росте других стран» не оставляет надежды ныне живущим догнать цивилизованный мир.
© ЗАО
"Медиарынок", 2016 г. Все права защищены.
При использовании материалов сайта ссылка (для Интернет-изданий -- гиперссылка)
на источник обязательна.
Eженедельная
аналитическая газета для деловых людей
К реформам готовы не все
№41 (1223), 5-11 ноября 2016 года http://belmarket.by/ru/395/16/31322 Алесь ГЕРАСИМЕНКО
Кому спасение госсектора, кому решительные реформы.
Эксперты разошлись во взглядах на то, как вывести страну из кризиса.
Обмен мнениями состоялся 1 ноября на заседании функционального совета по экономической политике, созданного при Бизнес союзе предпринимателей и нанимателей имени профессора М. С. Кунявского (БСПН).
Развиваться догоняя
По мнению декана экономического факультета БГУ Михаила Ковалева, многое будет зависеть от способности страны провести так называемую догоняющую модернизацию и сократить технологический разрыв с наиболее развитыми государствами. С одной стороны, должен помочь высокий уровень образования в Беларуси, с другой — ряд факторов играет против нас. Наша страна оказалась в демографической яме, и, по расчетам экспертов, в целом по экономике рабочая сила будет убывать вплоть до 30-х годов. Есть трудности с привлечением инвестиций. Неоднозначны и долгосрочные экономические прогнозы для страны.
Михаил Ковалев посетовал на то, что перспективы экономического роста на евразийском пространстве подорвало обострение геополитической обстановки, в частности очевидная конфронтация между РФ и Западом. Доступ крупных российских корпораций к финансовым рынкам резко ухудшился. Чтобы спасти эти компании, государство вынуждено активно расходовать средства из стабфондов. В целом денег в России стало меньше; упал платежеспособный спрос; несмотря на заявленный общий рынок товаров в ЕАЭС, обострилась проблема протекционизма.
Единственный выход для экспортно ориентированных белорусских предприятий — активная диверсификация сбыта. «Арабские страны нуждаются в продовольствии: рисовая революция переросла в мясо-молочную. Надо прорываться на их рынки», — уверен экономист.
«Своим студентам я говорю: если хотите разбогатеть, сделайте что-нибудь, что сможете продать в Китае», — продолжил Михаил Ковалев. По его мнению, именно Азиатский регион становится наиболее перспективным для внешней торговли белорусскими товарами.
Спор о переменах
Мнения экспертов разошлись в части проведения структурных реформ. «Приватизация — это не догма. Частный бизнес сегодня не готов взять ответственность за реальный сектор экономики. Своего капитала нет, кредиты дорогие», — настаивал замдиректора Центра системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси Георгий Гриц.
По его мнению, неэффективно не государство как собственник, а менеджеры госпредприятий. Проблема порождена, в частности, несовершенством контрактной системы найма.
Спикер скептически относится к рассуждениям об отдаленных перспективах на 20—30 лет и призывает сосредоточиться на текущей ситуации: «Нам и бизнесу надо выступить с платформой, которая даст ответ, что делать уже сегодня. Я бы с большим удовольствием принял участие в подготовке такого документа».
В поддержку структурных преобразований выступил экономист Исследовательского центра BEROC Дмитрий Крук: «В прежние годы нас пугали: мол, начнем реформы — получим экономический спад. Сейчас мы имеем падение экономики без реформ».
Эксперт уверен в необходимости реорганизации госсектора, который оказался ключевым виновником рецессии. Дмитрий Крук поддерживает инициативу МВФ о проведении диагностики государственных компаний, ведь до сих пор непонятно, есть ли жизнь на МАЗе и насколько глубоки диспропорции, накопленные промышленными гигантами.
Без преобразований рецессия может только усугубиться. Высока вероятность того, что в 2017—2018 годах структурный спад ускорится за счет циклического замедления деловой активности, считает эксперт.
В финансовых закромах
«Страны, которые пробовали выходить из кризиса, двигались по пути снижения налогового бремени, а у нас говорят: налоги оптимальные», — отметил почетный председатель БСПН Георгий Бадей. По его мнению, выкачивание денег из экономики в значительной степени происходит через бюджет. Претензии есть и к процедуре сбора налогов, и к расходованию средств казны преимущественно на спасение государственных предприятий.
«Я не стал бы питать надежду на бюджет. Он у нас социально ориентированный. Госсектор в основном поддерживают через компенсацию процентных ставок по кредитам, но это не играет глобальной роли», — встал на защиту казны заместитель председателя Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Национального собрания Валерий Бороденя.
Депутат заверил, что в стране существенно изменены принципы расходования средств бюджета. Ведомства, которые в этом году «тренировались на сокращенном списке госпрограмм, пытаясь впихнуть туда все, как раньше», потерпели неудачу. Впрочем, одновременно Валерий Бороденя выступил за приоритетную поддержку госпредприятий, которые, по его мнению, во многом выполняют социальную функцию в экономике, поскольку на них трудоустроено значительное количество людей.
Почем деньги?
Участники встречи в целом сошлись во мнении о том, что в ближайшей перспективе деловая активность будет во многом зависеть от стоимости финансовых ресурсов в экономике. В связи с этим снижение процентных ставок вселяет оптимизм. Правда, заведующий отделом Института экономики НАН Беларуси Александр Лученок высказал опасение, что «дешевые» деньги могут подорвать интерес населения к банковским депозитам. Экономист также усомнился в том, что наблюдающееся осенью укрепление рубля имеет действительно рыночную природу. Не появится ли очередной дисбаланс на валютном рынке?
В том, что курсообразование в Беларуси рыночное и при помощи интервенций регулятор лишь сглаживает резкие колебания валют, поспешил заверить заместитель начальника главного управления монетарной политики и экономического анализа — начальник управления экономического анализа Нацбанка Андрей Категов. По его словам, регулятор также внимательно мониторит динамику процентных ставок и принимает меры, чтобы не спугнуть вкладчиков.
Без итоговых заявлений. Участники мероприятия БСПН решили обойтись без подготовки итогового документа: слишком разноплановым было обсуждение, и, по признанию экспертов, они пока не готовы выступить с какими-либо стратегическими инициативами. В дальнейшем работа совета будет проходить в более узкой тематической канве. На очередной встрече решено детально обсудить налоговую и фискальную политику
© ЗАО
"Медиарынок", 2016 г. Все права защищены.
При использовании материалов сайта ссылка (для Интернет-изданий -- гиперссылка)
на источник обязательна.
Чтобы читать и оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться
Популярное