26 ЯНВАРЯ 2019 СУББОТА

Белорусы и Рынок

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ДЛЯ ДЕЛОВЫХ ЛЮДЕЙ № 3 (1329)

Учредитель и издатель — закрытое акционерное общество "Медиаpынок"

| Основана в декабре 1990 года | Выходит по субботам | belmarket.by

 

Реинкарнация проблемного указа.

Любовь БАХУРЕВИЧ

 

Нормы указа № 488, который в бизнес-среде называют «пугалом» для потенциального инвестора, никуда не исчезнут, даже если документ перестанет действовать: они «реинкарнированы» в новой редакции Налогового кодекса.

Об этом 24 января на пресс-конференции заявил вице-председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей(МССПиР), член общественно-консультативного совета при Министерстве по налогам и сборам Андрей Карпунин.

            Отмены указа № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств», также называемого в предпринимательской среде указом о лжепредпринимательстве, бизнес-сообщество требует давно. В прошлом году представители правительства наконец-то заявили, что отпугивающий инвесторов документ будет отменен.

«Принято решение о полной отмене данного указа с 1 января 2019 года с одновременной реализацией положений, направленных на пресечение лжепредпринимательской деятельности, в Налоговом кодексе», — цитировало агентство БЕЛТА слова заместителя министра финансов Дмитрия Кийко, сказанные им в декабре.

Однако заканчивается январь, а указ до сих пор не отменен. При этом параллельно его нормы появились в новой редакции Налогового кодекса (НК).

Так, согласно п. 4 ст. 33 НК, налоговая база и сумма подлежащего уплате (возврату) налога по результатам проверки подлежат корректировке при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

– установление искажения сведений о фактах совершения хозяйственных операций, об объектах налогообложения, подлежащих отражению плательщиком в бухгалтерском или налоговом учете либо налоговой отчетности плательщика;

– основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора);

– отсутствие реальности совершения хозяйственной операции (не поступил товар, не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права).

«Первое и третье основания прямо заимствованы из указа № 488. При этом самого реестра в прежнем виде НК не предусматривает, и отсутствует процедура направления писем с требованиями о доплате налогов из-за сотрудничества с теми, кто ранее попал в реестр лжепредпринимательских структур», — сказал Андрей Карпунин.

            В ст. 21 новой редакции НК появился подп. 1.13, который дает плательщику право для проверки благонадежности деловой репутации контрагента использовать информацию, не составляющую налоговую тайну и содержащуюся в государственных информационных ресурсах(системах), предоставляемую посредством единого портала электронных услуг общегосударственной автоматизированной системы.

В неизмененном виде из указа № 488 в подп. 1.16 ст. 22 НК перекочевала обязанность обеспечивать проверку первичных учетных документов на предмет соответствия требованиям законодательства, а в случае их оформления от имени белорусской организации или ИП — и на предмет их принадлежности отправителю товара и действительности бланка такого документа. Информация о нем размещается в электронном банке данных бланков документов и документов с определённой степенью защиты и печатной продукции.

            Более того, появились настораживающие новшества. В частности, новым для белорусского законодательства стало положение об основной цели совершения хозяйственной операции.

            «Нормы деловой цели и необоснованной налоговой выгоды давно применяются в мировой практике и означают, что налоговую базу можно уменьшить, не только если партнер исполнил обязательство, а хозяйственная операция реально осуществлена, но и, если ее основной целью было уменьшение или неуплата налогов.

Учитывая опыт контролирующих органов Беларуси, необходимо отметить, что оценка основной цели операции у предприятий и у проверяющего зачастую диаметрально отличается», — отметил Андрей Карпунин.

Он считает, что «благодаря» этой норме особое внимание контролирующие органы будут обращать на экспорт и импорт товаров через зарубежную «дочку», привлечение процентных займов от связанных компаний, замену штатного директора управляющим — индивидуальным предпринимателем, дробление или слияние компаний, привлечение посреднических структур, а также на формирование стоимости основного средства, продаваемого родственнику директора.

По мнению эксперта, в ближайшие полгода в Беларуси будет действовать «колючий букет» разных по своей сути и последствиям нормативных документов. Изменения и дополнения в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, которые должны смягчить ряд экономических статей, вступят в силу только 9 июля. В частности, повысятся пороги крупного и особо крупного ущерба применительно к незаконной предпринимательской деятельности. Это понятие будет относиться только к осуществлению деятельности без лицензии (если она необходима). Вместо общей конфискации будет применяться специальная: она предполагает только конфискацию доходов от преступной деятельности.

            Пока бизнес-сообщество ждет реакции контролирующих органов ввиду действия двух документов одновременно. «Как поведут себя представители Департамента финансовых расследований, Госконтроля. Какую позицию реально в суде будет занимать Министерство по налогам и сборам? Какую позицию реально в суде будут занимать судьи? Не на круглых столах и конференциях, а когда в реальной ситуации мы им говорим, что в Налоговом кодексе с 1 января 2019 года прописана так называемая презумпция невиновности и добропорядочность плательщика и уже контролирующие органы должны доказать фактами обратное», — задавался вопросами Андрей Карпунин. По его словам, на практике все происходит с точностью до наоборот: предприниматели вынуждены доказывать, что они ни в чем не виноваты.

«Союз предлагает контролирующим органам совместно с бизнес-ассоциациями и экспертным сообществом подготовить нормативный правовой акт для будущего применения простой и однозначной методики и критериев оценки, которые позволят определить основную цель хозяйственной операции и получения необоснованной налоговой выгоды в связи с отсутствием деловой цели. Иначе у всех — судов, ДФР, ОБЭП, МВД, МНС — будет свое видение. Поэтому нам нужна единая методика, и будем надеяться, что указ № 488 отменят не на словах, а на деле», — заключил эксперт.

Белорусы и Рынок

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ДЛЯ ДЕЛОВЫХ ЛЮДЕЙ № 3 (1329)

Учредитель и издатель — закрытое акционерное общество "Медиаpынок"

| Основана в декабре 1990 года | Выходит по субботам | belmarket.by

 

«Штраф — это налог за то, что сделал неправильно.
А налог — это штраф за то, что сделал правильно…»

Чтобы читать и оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться