В наступающем году заканчивается выполнение программы развития охотничьего хозяйства на 2006—2015 годы. Уже можно уверенно сказать, что в этом направлении достигнуты немалые успехи. Вместе с тем жизнь не стоит на месте и на смену решенных вопросов приходят новые, требующие изучения и работы над ними. Поэтому в целях дальнейшего устойчивого движения вперед Совет Министров Республики Беларусь утвердил концепцию развития охотничьего хозяйства в стране путем формирования и реализации основных направлений государственной политики в данной сфере. Мы предлагаем некоторые основные тезисы новой концепции. 
     В ее основу положены принципы, на которых основаны взаимоотношения человека и биосферы, природопользование, и в частности, древнейшее занятие человечества — охота. В настоящее время они претерпевают существенные изменения. На смену стратегии покорения природы и достижения экономических целей любой ценой приходит теория совместного гармоничного развития биосферы и общества как абсолютно необходимого условия сохранения человечества на Земле. В связи с этим базовые постулаты системы ведения охотничьего хозяйства и управления ресурсами охотничьих животных в Республике Беларусь требуют пересмотра и корректировки в соответствии с современными тенденциями развития охотничьего хозяйства и социально-экономическими условиями.
     Положения утвержденной Концепции являются основой для формирования Государственной программы развития охотничьего хозяйства на 2016—2020 годы, а также последующих целевых программ развития охотничьего хозяйства и совершенствования законодательства в области ведения охотничьего хозяйства. При разработке концепции авторы в первую очередь ориентировались на современное состояние охотничьего хозяйства Беларуси, научные разработки и зарубежный опыт. Статистические данные говорят о том, что до недавнего времени в экономическом плане наиболее значимым для охотничьего хозяйства видом животных являлся кабан. Из-за существенного снижения его численности возникла необходимость скорейшего достижения оптимального уровня численности других видов охотничьих животных исходя из конкретных природно-климатических условий каждого региона. Емкость охотничьих угодий Беларуси позволяет наращивать численность аборигенных видов (лось, олень, косуля, заяц-русак, заяц-беляк, глухарь, тетерев, серая куропатка), что в дальнейшем позволит увеличить их добычу.
     Авторы концепции акцентировали внимание на основных проблемах. К ним, в частности, относятся сложное правовое регулирование охотохозяйственной деятельности, отсутствие действенной системы государственного мониторинга состояния ресурсов охотничьих животных и объективной системы оценки эффективности охотохозяйственной деятельности. При невысокой (ниже оптимального уровня) плотности охотничьих животных отсутствует высокоэффективная система их охраны, что связано в первую очередь с недостатком прямой заинтересованности охотников в поддержании численности охотничьих животных на оптимальном уровне и низкой результативностью проводимых охранных мероприятий некоторыми пользователями охотничьих угодий.
     Целью развития охотничьего хозяйства на современном этапе является создание условий для максимального удовлетворения потребности граждан в охоте, развитие иностранного охотничьего туризма на основе сохранения естественного продуцирования охотничьих угодий и увеличения их биологического разнообразия.
     Для ее достижения необходимо обеспечить рост численности охотничьих животных, в первую очередь копытных, до оптимального уровня, совершенствовать законодательство в области ведения охотничьего хозяйства и охоты на основе гласности и доступности содержания правовых норм, разработать эффективные формы контроля за состоянием ресурсов охотничьих животных, повысить заинтересованность охотников в надлежащем осуществлении охраны ресурсов охотничьих животных, а также в качественном проведении биотехнических мероприятий путем закрепления за ними конкретных участков охотничьих угодий. Требуется повысить эффективность использования продукции охоты за счет проведения мероприятий по организации ее закупки у охотников и обеспечения возможности ее переработки и реализации через розничную торговую сеть.
     Развитие охотничьего хозяйства должно осуществляться на основе принципов социально-культурной ценности охоты и государственного управления в области ведения охотничьего хозяйства. При этом необходимо содействие республиканских государственно-общественных и общественных объединений охотников, пользователей охотничьих угодий реализации единой государственной политики в области ведения охотничьего хозяйства.
     Одним из приоритетных направлений устойчивого развития охотничьего хозяйства является дифференциация охотничьих угодий для их использования в некоммерческих и коммерческих целях. В частности, необходимо предоставлять охотничьи угодья для некоммерческой цели общественным объединениям охотников — для ведения охотничьего хозяйства за счет собственных средств охотников в целях удовлетворения их потребности в охоте. В то же время предоставить до 25 процентов охотничьих угодий каждой области для коммерческих целей деятельности, что в результате получения устойчивого максимального экономического эффекта обеспечит поступления в бюджет путем уплаты высокой арендной платы и налогов. 
     Концепция предусматривает совершенствование системы законодательства в области ведения охотничьего хозяйства и охоты. Нормативные правовые акты по вопросам ведения охотничьего хозяйства и охоты должны способствовать стимулированию деловой активности пользователей охотничьих угодий, заинтересованности граждан в сохранении и устойчивом использовании охотничьих животных.
     Научные исследования и разработки, проводимые по наиболее актуальным направлениям, будут способствовать успешной реализации концепции. Например, изучение влияния хищников, в том числе занесенных в Красную книгу, на состояние популяций наиболее ценных видов позволит рассмотреть возможность придания им бинарного статуса.
     Реализацию утвержденной Совмином концепции необходимо осуществлять путем определения конкретных мероприятий и источников их финансирования в среднесрочных (пятилетних) целевых программах развития охотничьего хозяйства. Это планируется осуществить в три этапа. На первом этапе необходимо обеспечить подготовку и утверждение Государственной программы развития охотничьего хозяйства на 2016—2020 годы. На втором этапе (2016—2020 гг.) необходимо осуществить реализацию разработанной программы, подведение ее итогов, подготовить предложения о совершенствовании законодательства, обеспечить подготовку и утверждение целевой программы на 2021—2025 годы.
     На третьем этапе (с 2021 года) планируется реализация целевых программ на последующие периоды, подведение итогов реализации целевых программ и определение задач на очередной период.

Подготовил Александр Пискунов

БЛГ

Чтобы читать и оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться