Войти

 

ФИНАНСЫ  «Про бизнес». 18 октября 2016

Какие изменения в налоговых проверках могут ждать бизнес в 2017

Елена Жугер директор и учредитель компании «БелАудитАльянс». 

Сертифицированный аудитор. Председатель комитета по методологии и аудиту Ассоциации аудиторских организаций. Эксперт по налоговым проверкам.

Проводит авторские семинары по бухгалтерскому учету и налогообложению, автор статей бизнес-тематики.

Обжалование решений в налоговых органах

– Практика налоговых проверок и большой поток возражений по ним привели к тому, что процедура обжалования решений районных налоговых инспекций может усложниться.

Сейчас, в случае несогласия, компании сначала пишут возражения по акту налоговой проверки. А затем, при последующем несогласии с выводами районной налоговой инспекции — жалобу в вышестоящую организацию. Это либо областная инспекция либо Министерство по налогам и сборам. Дальше только суд.

Если изменения в Налоговый кодекс будут приняты, при несогласии с выводами районной инспекции, компании должны сначала обжаловать решение в вышестоящей — областной инспекции. И только потом, при несогласии с выводами областной инспекции они смогут обращаться в МНС.

В этой ситуации есть и плюсы, и минусы

Теперь у налогоплательщика есть еще одна инстанция, которая критически рассмотрит действия районной налоговой инспекции. Это плюс.

Но когда районная налоговая инспекция очевидно неправа, процедура может удлиниться. Т.е. сначала нужно обратиться в областную инспекцию. И в случае, если и там решение не будет обжаловано, надо «идти» в Министерство. Это затягивает процесс обжалования и отмены решения. Минус серьезный.

По статистике, районные налоговые инспекции практически никогда не отменяют акт проверки. И ничего удивительного, ведь возражения рассматривает тот же налоговый инспектор, который и проводил проверку.

На стадии рассмотрения жалобы по акту проверки в областной инспекции (или налоговой инспекции по Минску, которая по статусу – вышестоящая к районным инспекциям столицы) в акт проверки вносятся изменения примерно в 30% случаевобжалования.

И, наконец, случаи отмены решений по актам проверки, при написании жалобы в Министерство, близятся к 50%.

Обжаловать решения налоговых органов сможет любое заинтересованное лицо

С 2017 года обжалованием решений налоговых органов может заниматься не только сам плательщик, но и любое заинтересованное лицо.

Это прорыв для тех, кто «попал» под субсидиарную ответственность, но не может ничего предпринять, так как не является должностным лицом организации: бывшие директора, учредители и иные должностные лица, в прошлом связанные с компанией.

Сейчас процедура таких обжалований проходит в суде. А это, как известно, очень недешево.

Для аудиторских организаций это тоже прекрасная новость. Теперь мы можем обжаловать решения налоговых органов. Ведь компания может предъявить аудиторам к возмещению убытки и штрафные санкции по актам проверок, которые налоговая насчитала за аудируемый период. И аудиторы, в свою очередь, могут обжаловать решения налоговой.

Деньги на счете могут «замораживаться» только на сумму доначисленных налогов и штрафов

Если изменения в НК вступят в силу, суммы налогов, доначисленных в ходе налоговой проверки, будут «замораживаться» (через приостановление операций) на счетах — до вынесения решения по акту проверки. При этом суммы эти не должны превышать объем доначисленных платежей.

Например, по акту проверки доначислено 10 000 рублей налогов и штрафных санкций. В течение 15 рабочих дней с даты получения акта налоговой проверки, компания имеет право подать возражения. Налоговая инспекция в течение 15 рабочих дней с даты получения возражений отвечает на них. И в течение 30 рабочих дней с даты ответа на возражения — выносит решение по акту проверки.

То есть, временной интервал в период от даты подписания акта проверки до вынесения решения по акту может составлять от 30 рабочих дней (примерно 40 календарных) до 60 рабочих дней (80 календарных) дней.

Сейчас налоговая имеет право (ч.2 ст. 53 Общей части НК) на весь период проверки, до вынесения решения, приостановить все расходные операции по счетам в банке, без ограничения размера.

Но если изменения будут приняты, «замораживаться» будет только сумма доначисленных по акту проверки налогов и штрафов. То есть, в пределах 10 000 руб. Все остальные средства на счетах могут быть расходованы налогоплательщиком на собственные нужды.

Фото с сайта Кушва-онлайн.ру

До вынесения решения налоговая инспекция будет не вправе списать суммы, доначисленные по акту проверки. Эти налоги и штрафы будут списаны после вынесения решения по акту проверки.

С аккредитивного счета дебитора нельзя будет взыскать налоги

Это хорошая новость для налогоплательщиков.

Ни для кого не секрет, что борьба с долгами стала в нынешнем году бичом. Многие предприниматели пытаются взыскать просроченную дебиторскую задолженность через налоговую инспекцию. То есть, кредитор размещает платежные требования на то, чтобы средства снимались со счета должника – и направлялись на погашение его (кредитора) налогов.

Требования размещаются на все счета дебитора (расчетные, валютные, специальные, аккредитивные и др.).

Аккредитив — обязательство, по которому банк, действующий по поручению клиента (например, покупателя товара), должен осуществить платеж получателю денежных средств (бенефициару, например, продавцу товара). Или дать полномочия другому банку осуществить такой платеж. Выплаты происходят, если наступают согласованные между продавцом и покупателем обстоятельства. То есть, аккредитив — дополнительное обязательство, которое может быть прописано в договоре купли-продажи.

Такая форма расчетов, как правило, используется при совершении крупных сделок, где необходимы были дополнительные гарантии.

С 2017 года планируется, что нельзя будет взыскать налоги с аккредитивного счета дебитора.

Что это дает? Например, у компании есть долги. Одновременно ей необходимо купить крупную партию товара у поставщика-нерезидента. Для того, чтобы до момента завершения сделки денежные средства не ушли в счет погашения долгов (в счет погашения их налоговых обязательств), компания предусматривает в договоре с поставщиком форму расчета через аккредитив. Заключает с банком договор и открывает аккредитивный счет. Кладет туда необходимую для расчета с поставщиком сумму. Такая форма резервирования денежных средств позволит избежать взыскания долгов дебиторов через налоговую инспекцию.

В завершение напомню, что изменения в Налоговый кодекс пока еще не являются официальным документом, всего лишь проектом. Так что, детальный разговор на эту тему еще впереди.

 

   

Как выстоять, если к вам пришла налоговая проверка

5 мифов, которые пора опровергнуть

Можно ли пройти плановую налоговую проверку без крупных штрафов? Есть ли возможность выбрать место, где будет проходить проверка? Стоит ли оспаривать результаты проверок? На эти вопросы отвечает Ирина Иванченко, заместитель директора ООО «Консалтинговое бюро «К и Т».

— Так сложилось, что если ты получаешь прибыль, платишь налоги — ты уже можешь считаться потенциальным нарушителем. По нашему мнению, этот парадокс напрямую связан с частым изменением налогового законодательства и множеством неоднозначных норм в нем. Кроме того, бухгалтерский и налоговый учет — это разные законы и нормы. Но обычно и за тот, и за другой отвечает один и тот же человек — как правило, главный бухгалтер.


Принято считать, что если индивидуальный предприниматель или юридическое лицо включены в план налоговых проверок, значит, проверяющий просто обязан приложить все усилия, чтобы выявить нарушения и начислить штрафы. Так нередко говорят мне и сами проверяющие. Налоговая инспекция провела мониторинг, камеральную проверку, потратила время и средства — их нужно возместить, как минимум.

Большинство плановых проверок проходят с начислением санкций. Но это же и значит, что все-таки есть те, кто проходит проверки «со справкой» (справку проверяющий орган выдает проверяемому субъекту при отсутствии нарушений. Если иначе — составляется акт проверки).

Так происходит зачастую еще и потому, что в бизнес-среде довольно прочно установились некоторые предубеждения. Я буду называть их мифами. О них и постараюсь рассказать и, по возможности, опровергнуть.

Миф № 1. Проверка без штрафов все равно не уйдет

Проверяемый субъект, как правило, готов заплатить штрафы еще до того, как проверяющие начали свою работу. Почему? Вот такие ответы мы получаем от компаний, с которыми работаем — как от директоров крупного бизнеса, так и от мелких предпринимателей:

  • У проверяющих есть план по штрафам
  • Раз пришли, просто так не уйдут
  • Лучше отдать, что просят, а то заберут больше
  • Не начислит штрафы эта проверка, значит, пришлют следующую и следующую — все равно сдерут три шкуры. Так лучше сразу одну отдать

Однако все это заблуждения.

Да, вероятнее всего план по штрафам есть. Достаточно посмотреть на формирование бюджета. Там отдельной строкой выделен объем штрафов, которые надо собрать, например, за весь 2016 год. В этой сумме предусмотрены и штрафы, взимаемые налоговой службой. Поэтому никого не удивляет, когда приходит проверка и сообщает руководителю, что «в соответствии с планом на этот месяц вашей компании надо заплатить столько-то». Это мы наблюдаем как Минске, так и в регионах.

Но это не значит, что именно ваша организация должна участвовать в выполнении плана! Пришли к вам обычные люди, у них нормированный рабочий день и ограниченные сроки проверки.

Налоговая проверка ограничена тридцатью днями для организаций и пятнадцатью — для ИП. По серьезным основаниям проверку могут продлить на пятнадцать дней.

Срок проверки подошел к концу — не нашли ничего, написали справку.

Поэтому всегда нужно попытаться пройти проверку с минимальными санкциями или вообще без них. Может, именно в эти дни звезды сложатся в вашу пользу

Итак, первый вывод: к проверке можно подготовиться. Как? Да как к военной операции. И прежде всего — психологически.

Нужно разработать стратегию и тактику. Подготовить документы и персонал. Изучить законодательство о проверках.

Как правило, у вас есть время на подготовку, ведь план проверок на следующее полугодие КГК размещает заранее на своем сайте. Если не уверены в собственных силах — есть время найти специалистов, которые дадут гарантии, в том числе и финансовые.

Даже ИП, который сам ведет бухучет, может пройти проверку без санкций. Например, совсем недавно, весной, прошел проверку без штрафов в Ленинском районе Минска предприниматель, который ведет оптовую и розничную торговлю.

Миф № 2. Налоговая проверка обязательно должна работать в офисе компании

Этот миф возник по причине того, что в пункте 8 главы 2 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного президентским Указом от 16.10.2009 г. написано, что необходимо: «Обеспечивать проверяющим возможность осуществления их прав и обязанностей, включая предоставление помещений, пригодных для проведения проверки (в случае их наличия)».

А вот скобки как раз и дают право проверяемому субъекту отказать проверяющим налоговой инспекции в предоставлении такого помещения. У вас в офисе может не быть двух свободных столов (обычно проверяющих двое). Или если есть столы — то помещение неотапливаемое. Или в нем мало освещения, или оно шумное, или тесное — причины всегда найдутся.

За 20 лет я не помню ни одного случая, чтобы инспекторы настаивали на проверке в офисе компании.

Проверяющим тоже непросто работать в такой среде. Маловероятно, что их примут с распростертыми объятьями, и конечно, они это понимают. Поэтому обычно можно отвозить документы в инспекцию.

Какие преимущества дает прохождение налоговой проверки вне офиса проверяемого?

Первое и самое главное преимущество — время. Срок проверки ограничен тридцатью днями. За это время проверяющие должны не только найти нарушения, но и правильно оформить акт проверки.

Найти нарушения вдалеке от проверяемого непросто — документы будут предоставлены по требованию, и не всегда сразу. Вызвать на опрос сотрудников — сложно. На то, чтобы получить пояснения бухгалтера тоже нужно время.

Второе преимущество — проверяющие не будут смущать сотрудников, не будет напряженности в коллективе, работа организации не будет прервана.

Третье преимущество — работая в офисе, проверяющие, как правило, просят прямой доступ к бухгалтерской программе. И, как правило, это не лучший вариант для успешного прохождения проверки.

Да, подготовить копии документов для передачи в налоговую инспекцию для проверки займет немало времени. Но подумайте о выгоде такого положения. А если вы абсолютно уверены в своих первичных документах, вы вполне можете предоставить оригиналы в налоговую — с полной описью.

Например, недавно закончилась плановая проверка организации в Могилеве, имеющей крупные льготы по инвестиционным договорам (льготы от государства — одно из оснований для включения в план проверок).

Поскольку бухгалтерские документы находились в Минске, а не в офисе компании, они были собраны, составлены их описи и акты передачи. Все это было доставлено в налоговую инспекцию. Основные бухгалтерские и налоговые регистры были распечатаны из программы — и тоже отправлены в Могилев. А уточняющие документы, ответы на вопросы проверяющих передавались в электронном виде.

Проверка нашла нарушения и начислила штрафы. Но были поданы возражения, и в результате дополнительной проверки остались маленькие санкции в размере 62 рубля 47 копеек.

Миф № 3: все, что написано в акте налоговой проверки — верно

Акт проверки довольно большой, многостраничный. Человеку неподготовленному его трудно читать — слишком много букв и цифр. Но советуем читать внимательно! Вполне возможно, обнаружатся удивительные вещи. Это могут быть и неверные даты, и неправильно написанные названия, фамилии, ссылки на несуществующие документы.

Почему так происходит? Да потому, что акт часто пишут по образцу, в Word. За образец берут предыдущий акт. Что-то не удалили, где-то недосмотрели, сделали опечатку — человеческий фактор никто не отменял.

Кроме того, в акте имеются расчеты налогов к доначислению, а также расчет пени за просрочку оплаты налогов и сборов. Будьте внимательны. Не поленитесь все проверить и пересчитать. Если вам непонятен расчет, требуйте пояснений:

  • Каждое нарушение законодательства должно быть подробно описано, должны быть даны ссылки на нормативный документ
  • Никаких размытых формулировок вроде «выявлено нарушение расчетов с подотчетными лицами в январе 2013 года, не уплачен подоходный налог в сумме 2 млн руб». Каких расчетов, по какому документу эти расчеты были произведены? У каких конкретно лиц, в чем состоит нарушение, какой пункт закона нарушен — все должно быть подробно написано в акте

Как правило, у вас не будет возможности внимательно изучить акт проверки, когда вы придете в налоговую инспекцию его подписывать. Это ничего — можно его изучить позже, в спокойной обстановке, с красным маркером в руке. Поэтому спокойно подпишите акт. А перед подписью напишите фразу. «С актом проверки не согласен (на), возражения будут поданы позже».

В подавляющем большинстве актов есть описки и ошибки.

Возражения можно подать в течение 15 рабочих дней со дня подписания акта проверки. В налоговую инспекцию, которая вас проверяла.

Миф № 4. Налоговая проверка точно знает, какие нарушения нужно искать у вашей компании

Да, если перед проверкой вы подали уточненные декларации с увеличенными суммами налогов — проверяющие точно знают, что можно начислить пени.

Если компания меняла адрес местонахождения — точно знают, что нужно проверить, было ли подано уведомление об этом в срок.

Если компания использует бланки строгой отчетности, то проверят их учет и списание. Компания использует льготы, уменьшающие налоги — правомерность применения такой льготы и правильность расчетов обязательно будут проверены. Имеется долгосрочная кредиторская задолженность — проверят, не нужно ли включить ее в налогооблагаемый доход.

Есть еще много очевидных вопросов, которые проверят инспекторы. Но они точно не знают, что в 2008 году вы нарушили правила кассовых операций, в 2010 — не заплатили подоходный налог за выданную материальную помощь или потеряли 5 накладных в 2012.

Все это проверяющим придется искать. Поэтому от того, как вы подготовитесь к проверке и как будете сотрудничать с проверяющими, зависит немало.

Фото с сайта artlebedev.ru

Миф № 5. Если налоговая задала вопрос — нужно ответить немедленно, а то хуже будет

Этот миф исходит из соображения, что с проверяющими лучше дружить. Не злить, не расстраивать. Ведь если мы быстренько выдадим всю информацию и все документы, они быстрее закончат и уйдут.

Но это не совсем так. Проверка будет продолжаться до последнего дня, установленного законом и предписанием. Но не дольше. Для продления проверки или приостановки проверки нужны серьезные основания.

Сроки проверки установлены в главе 7 Положения о порядке организации и проведения проверок. И перед ней стоит изучить этот документ внимательно. Кроме того, помимо проверки вашей организации, в одно и тоже время у проверяющих могут быть и другие — внеплановые, в других компаниях. И это дает проверяемому субъекту серьезное преимущество. Если вам задают вопрос во время проверки, у вас есть время обдумать его.

Поэтому, прежде чем ответить, нужно рассмотреть причины, почему он мог возникнуть.

Например, у вас просят: «Предоставьте данные по всем перевозчикам, с которыми вы работали в 2009 году»:

  • Прежде чем составлять список, подумайте, зачем у вас спрашивают данные перевозчиков? Что кроется за этим требованием?
  • Сначала сами проверьте список перевозчиков, обзвоните их, если надо. Может, кто-то был лишен лицензии. Может, кто-то замешан в сотрудничестве с лжепредпринимательскими структурами.
  • А может, проверяющие хотят провести встречную проверку? Тогда стоит связаться с перевозчиками и уточнить, есть ли у них все документы, и, в случае необходимости, сделать копии, подписать акты.

На это у вас есть несколько дней.

Чтобы читать и оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться